В этот день вломили самураям...
Не атомное оружие, а невероятная мощь и красота советской военной операции против Японии обуздала США от нападения на Россию после 1945 года
В этот день, 9 августа 1945 года, ту границу у реки, которую решали перейти песенные самураи, перешли русские солдаты. И самураям... стало очень плохо. Миллионная группировка точно таких же войск, которые 20 тысячами удерживали Окинаву от десятикратно превосходивших их американцев, рассыпалась под ударами русских за две недели. Это была фантастика, этого никто не ожидал, но это случилось, превратившись в надёжную, цепкую реальность. Реальность, в которой мощь советской армии проверить на себе не хотелось никому...
Война как вынужденность
То, что СССР объявит войну Японии, было решено ещё на Ялтинской конференции союзников в феврале 1945 года. Это было интересно всем. США - потому что сберегало от неподдающихся оценке потерь в случае продолжения войны один на один. России - потому что она тем самым возвращала себе утерянные в войне с японцами территории, а японцам - должок за 1904 - 1905 годы. Мнение Великобритании уже никого не интересовало, но ей кое-что перепадало - ей возвращались колонии в Азии. Правда, ненадолго - союзник в Вашингтоне это уже решил. Но говорить об этом было рано, тем более, что Англия тоже была формальной союзницей в войне с Японией.
В принципе, Япония заслуживала лучшей доли. По крайней мере, от России. За всё время войны с Германией она всё же соблюдала договор о ненападении от 13 апреля 1941 года. Понятно, что не из-за верности слову: воевать на два фронта дураков в Токио не было, а Америка настолько целенаправленно загоняла Японию в угол своими санкциями, что не напасть на неё было невозможно.
С другой стороны, Япония получила не слишком положительную характеристику в глазах Москвы своим поведением перед войною с немцами. Да и во время войны с ними висела ядром на ногах, заставляя держать на Дальнем Востоке войска, так необходимые против Германии. Словом, иметь такого соседа рядом с собою не хотелось. Особенно, когда он стоял на пороге поражения, а значит, захваченные им ранее территории оставались бесхозными. И за формированием на соседних землях не враждебной, а дружественной реальности нужен был пригляд.
Ну и за Цусиму поквитаться...
Война как симфония
Месть вышла на загляденье.
На рассвете 9 августа 1945 года передовые отряды советских войск начали наступление. Оно производилось с трёх сторон: с территории Монголии и Забайкалья удар наносил Забайкальский фронт. В бешеном темпе пройдя степи, пустыню, горные перевалы Хингана, разгромили три японские группировки, отрезав Квантунскую армию от японских войск в Северном Китае.
Навстречу этому фронту прорывались войска 1-го Дальневосточного фронта. Они встретились с весьма сильным сопротивлением в районе Муданьцзяна, взяли Харбин и вошли в северную часть Кореи, отрезав все японские войска от метрополии.
Наконец, войска 2-го Дальневосточного фронта, форсировав ту самую реку, о которой пелось в знаменитой песне, то есть Уссури (и Амур), прорвали долговременную японскую оборону, преодолели горный хребет Малый Хинган и тоже вошли в Харбин вместе с бойцами 1-го Дальневосточного фронта.
Игра была сыграна. Военные профессионалы называют её вообще симфонией - настолько красиво, слаженно и мощно звучали аккорды боевых операций трёх фронтов. Создавалось впечатление, что японцы даже не помышляют о сопротивлении, а в панике бегут.
Но это было ложное впечатление. Японские войска были верны долгу и сопротивлялись самым ожесточённым образом. Кровопролитные бои велись на всём пути продвижения советских войск. Но... кровопролитными они были в основном для японцев. Потому что они, хорошие солдаты, оказались лицом к лицу с неумолимой военной машиной. И она их просто перемалывала, несмотря ни на какой личный героизм и готовность стоять до последнего.
Спас остатки Квантунской армии лишь приказ о капитуляции, который поступил 19 августа. Капитуляция началась 20 августа. Таким образом, сам разгром японской армии занял даже не две недели, а 10 дней.
Отдельные боевые действия ещё продолжались вплоть до 5 сентября, прежде всего на Курильских островах. Но в целом это было уже добивание и политика. Те же Курилы надо было взять самим, не дожидаясь, пока их - в целях, конечно, "помочь" союзнику - оккупируют американцы.
В ходе этой быстротечной, но жестокой войны японцы потеряли 84 тысячи солдат убитыми и более 600 тысяч пленными. Русские безвозвратно потеряли 12 тысяч. Особенно впечатляюще это выглядит на фоне первоначальной численности войск сторон: у японцев стояло в регионе около миллиона солдат, в том числе 700 тысяч против России, Россия же воевала всего немногим больше чем 400 тысячами солдат.
Ещё бы американцам не впечатлиться!
Война как политика
Вступление СССР в войну с Японией сделало её положение безвыходным, и это сразу же поняли в Токио.
Это сразу же поняли и в Вашингтоне.
Таким образом, эта война, по сути, прекратила... войну.
Но не только с Японией.
Вполне известно, что западные союзники сразу же после 9 мая 1945 года стали разрабатывать планы нападения на Россию. Был план "Немыслимое", в котором такое нападение задумывалось с помощью германских войск, выпущенных из плена и заново вооружённых. Был план "Дропшот", предусматривавший бомбардировку 20 крупных городов Советского Союза. Были другие планы.
Но каждый раз бывших союзников останавливала от их воплощения в жизнь мысль о том, что для такой армии, которая в две недели, будучи в два раза меньше по численности, разгромила японцев, которых Америка три года с величайшим трудом выкуривала с мелких островков, нет ничего непосильного. Сбросить атомную бомбу на Москву, пока у русских её ещё нет? А через сколько недель русские войска будут на берегу Ла-Манша? А как насчёт неумолимой стальной машины на Аляске?
Фантастика?
Но ведь мгновенный разгром Квантунской армии был в реальности. Может, господа, лучше ещё подумаем?
Да. Лучше ещё подумайте.
Читайте также: