«Стена плача» Трампа
Отчасти справедливые претензии президента США к Мексике по целому ряду проблем выражаются Трампом в столь оскорбительной форме, что не вызывают у мексиканцев ничего, кроме отторжения
Президент Мексики Энрике Пенья Ньето вновь подтвердил, что его страна «никогда не заплатит за Стену», воздвигаемую потихоньку президентом США Дональд Трампом на бескрайней совместной границе.
В прошлом такого рода обещания раздавались в ответ на угрожающие твиты Трампа или обсуждение этого щекотливого вопроса в американских правительственных инстанциях. Сейчас ничего этого вроде бы нет. Поэтому не спровоцированное публичными демаршами США эмоциональное обещание Ньето в Twitter на английском и испанском языках — «ни сейчас, ни когда бы то ни было» в будущем платить за Стену не будем — прозвучало особенно значимо, как манифест мексиканской политики, сформулированная национальная идея. Мексиканцы считают эту инициативу Трампа «оскорблением» и «унижением». Их искренне возмущает, что президент США хочет построить Стену между их нынешней и бывшей территорией, активно колонизируемой сейчас осуществляющими тихий реванш, говорящими на испанском языке южными соседями североамериканцев.
President @realDonaldTrump: NO. Mexico will NEVER pay for a wall. Not now, not ever.
— Enrique Peña Nieto (@EPN) 30 мая 2018 г.
Sincerely, Mexico (all of us).
Трамп выполнил уже много своих предвыборных обещаний. Обещал, например, перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим и перенёс. Обещал выйти из ядерной сделки с Ираном и вышел. Обещал послать куда подальше Транстихоокеанское торговое партнёрство (ТТП) как противоречащее интересам США и послал.
Трамп все-таки построит Стену на границе с Мексикой
А вот с мексиканской Стеной у Трампа всё никак не клеится: в утверждённом в марте бюджете на остаток 2018 финансового года вместо запрошенных 25 миллиардов на строительство части Стены Конгресс выделил лишь 1,6 миллиарда долларов, да и то под предлогом усиления пограничного контроля. Пришлось Трампу и чиновникам его администрации чесать затылок и прикидывать, как лучше закрыть мексиканскую границу, чтобы перекрыть поток наркотиков, контрабанды, преступников и остановить толпы обычных нелегальных мигрантов. И каким образом ещё можно получить необходимые для этого финансовые средства: то ли запустить руку в военный бюджет, то ли ввести дополнительные сборы за легальное пересечение границы с США со стороны Мексики, то ли привлечь к её охране Национальную гвардию.
Президенту США Дональду Трампу пока не удаётся выполнить своё самое экстравагантное предвыборное обещание — построить Стену на границе с Мексикой, тем более за её счет. Фото: www.globallookpress.com
Трамп обязал министерство внутренней безопасности «заворачивать» пытающиеся прорваться на территорию США миграционные «караваны». В результате ситуация на границе и в приграничной зоне улучшилась, они стали лучше охраняться. Кое-где из имеющихся скудных средств возвели дополнительные заграждения. Но улучшений недостаточно для того, чтобы удовлетворить Трампа.
Трамп об убийстве офицера: И вы спрашиваете, зачем нам стена на границе с Мексикой?
Насколько надёжна ставка на Мексику?
Президент США предпринимает поэтому серьёзные усилия, чтобы привлечь Мексику к наведению порядка на своей стороне границы с американскими Техасом, Нью-Мексико, Аризоной и Калифорнией. Трамп также предупредил Мексику, что сделает участие её властей в борьбе с нелегальной миграцией одним из условий нахождения США в обновлённом Соглашении о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).
Вообще, у Трампа большой зуб на мексиканцев за это соглашение, хотя их вины в этом никакой нет: американский бизнес после заключения НАФТА сам устремился из США в бедную соседнюю страну со своими фабриками и заводами, чтобы получать там сверхприбыли. Так что теперь у Мексики 71-миллиардный торговый профицит с лишившимся части своей промышленности северным соседом. Трамп убеждён, что часть этой суммы мексиканцы вполне могли бы потратить на, чтобы отгородить себя от США ненужной им Стеной, чтобы сделать ему приятное. Но это так, к слову.
....The Wall will be paid for, directly or indirectly, or through longer term reimbursement, by Mexico, which has a ridiculous $71 billion dollar trade surplus with the U.S. The $20 billion dollar Wall is “peanuts” compared to what Mexico makes from the U.S. NAFTA is a bad joke!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 18 января 2018 г.
И пока этого не сделано, президент США продолжает публично атаковать Мексику в своём любимом Twitter: «Нам нужна Стена для безопасности нашей страны. Нам нужна Стена для того, чтобы остановить масштабный приток наркотиков из Мексики, которая сейчас считается самой опасной страной в мире».
Деньги нужны на строительство свыше 508 километров ограждений и укрепление уже существующих на протяжении 655 километров. Однако даже когда или если это будет сделано, большая часть совместной границы, общая протяжённость которой составляет свыше 3200 километров, не будет иметь никакой Стены. Ежегодно границу между Мексикой и США легально пересекают 350 миллионов человек, примерно пять миллионов автомобилей и грузовиков. А сколько ещё нелегально, кто знает.
Заблудился в двух стенах: Трамп запутался в стенах на границе с Мексикой
Для охраны беспокойной южной границы американцам нужны не только высокие заграждения, но и дополнительно десятки тысяч охранников, в том числе чтобы контролировать реку Рио-Гранде, по которой госграница проходит на протяжении двух тысяч километров. «Нелегалы» легко преодолевают её просто вплавь, американцы называют их «мокрыми мешками».
Министр юстиции и генеральный прокурор США Джефф Сешнс также считает, что Вашингтон добьётся от Мексики оплаты строительства Стены «тем или иным путём», так как «имеется много способов» заставить южных соседей заплатить за неё, коль скоро добровольно мексиканские власти ничего не заплатят.
Глава Минюста США Джефф Сешнс: «Тем или иным путём» мы заставим мексиканцев заплатить за Стену, добровольно они платить не будут. Фото: www.globallookpress.com
Проблемы, проблемы...
Президент США считает, что существуют пять серьёзных проблем в отношениях с Мексикой. Во-первых, это нелегальная миграция. В США, по различным оценкам, находятся в районе шести миллионов мексиканских нелегалов, немало из которых занимаются преступной деятельностью. Мексиканцы составляют половину всех незаконно находящихся в США мигрантов со всего мира. В некоторых районах страны их так много, что они уже не ассимилируются, не имеют стимула учить английский. С учётом того, что южные штаты США были в своё время отторгнуты ими у Мексики, всё это чревато историческим реваншем. В штатах и городах, которыми управляют демократы, для нелегальных мигрантов, несмотря на высокий в их среде уровень преступности, создан льготный режим, и они практически не скрываются. Даже незаконно голосуют на выборах за Демпартию, что возмущает Трампа и многих американцев.
Это вам вместо обещанной стены: Трамп распорядился спасать США от мексиканцев с помощью Нацгвардии
Во-вторых, это отсутствие безопасности на границе, где активно орудуют мексиканские преступные синдикаты и контрабандисты. В-третьих, деятельность кровожадных мексиканских наркокартелей, заваливающих наркотиками США. В-четвёртых, это НАФТА — «худшая сделка в истории» для американцев. В-пятых, бегство производств из США в Мексику в связи с более благоприятным налоговым законодательством и более дешёвой рабочей силой. Последнюю проблему Трамп отчасти решил, пробив через Конгресс более благоприятное для бизнеса налоговое законодательство. У него в запасе угроза наложить высокие ввозные пошлины на товары, производимые в Мексике для американского рынка.
А что с того России?
Эпопея Трампа с постройкой Стены на границе с Мексикой имеет для России не чисто академический интерес: её собственная южная граница с Казахстаном, через которую на территорию страны могут в любой момент устремиться миллионы нелегальных мигрантов из Средней Азии, в том числе террористы и преступники, охраняется не лучше, чем мексиканская граница со стороны США. Скажем честно: в отличие от той, она почти не охраняется. Поэтому любой американский опыт, в том числе негативный, достоин нашего самого пристального изучения.