Путин и Эрдоган решат судьбу Сирии без Трампа
Сегодня в Москву с официальным визитом прибывает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. На встрече с Владимиром Путиным он будет обсуждать накалившуюся ситуацию в Идлибе, где террористы «Ан-Нусры» перешли в наступление, а также восток Евфрата, где после вывода американских войск Турция намерена создать «зону безопасности»
Визит турецкого лидера в Россию был объявлен ещё до Нового года, почти сразу после твита Трампа о выводе американских войск из Сирии. Стоявший на грани начала военной операции на востоке Сирии Реджеп Тайип Эрдоган в последний момент «сумел» договориться с США. Дональд Трамп раздражённо воспринял информацию о возможном начале войны Анкары против курдских Отрядов народной самообороны (YPG).
Глава Белого дома пригрозил Турции «разорением», если она не перестанет угрожать союзникам США на земле. Однако позднее Эрдоган убедил Трампа в том, что курдскому населению ничего не угрожает. Вашингтон и Анкара договорились о создании турками «зоны безопасности» на северо-востоке Сирии вдоль турецкой границы и шириной 30 км. Согласно последним телефонным переговорам двух лидеров, на земле безопасность будет обеспечивать Турция, а с воздуха – США.
Взаимодействие США и Турции на Востоке Евфрата нацелено на недопущение появления вакуума силы после ухода оттуда Соединённых Штатов. Последний теракт в Манбидже, где погибли пять американских военных, доказал сохранение угрозы со стороны террористов из ИГИЛ (запрещена в России).
Правительство Сирии по главе с Башаром Асадом выступает категорически против присутствия турецких сил в Манбидже и на востоке Евфрата. В настоящее время Дамаск ведёт переговоры с YPG о возможном взятии под контроль силами Асада курдских территорий. Согласно утечкам британской газеты The Times, YPG согласилась на автономию в обмен на передачу сирийской армии пограничного контроля. С этим мнением согласен и МИД России. На днях Сергей Лавров заявил, что «единственным надёжным способом не допускать террористических рецидивов в Сирии является передача этих территорий под контроль сирийского правительства».
Президент Сирии Башар Асад. Фото: www.globallookpress.com
«Зоны безопасности» будут одним из основных вопросов на встрече Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Другой вопрос, который интересует экспертов, - как быть с Идлибом. В отличие от Востока Евфрата, по Идлибу существует подписанное в сентябре Путиным и Эрдоганом соглашение. В соответствии с ним создана демилитаризованная зона, откуда нужно вывести тяжёлое вооружение и боевиков. Однако Турция со своими обязательствами не справляется, дедлайны были просрочены ещё в октябре.
Эрдоган проверит реакцию Путина на предложение Трампа по Сирии
Тем временем «Джебхат-ан-Нусра» - самая сильная группировка в провинции – перешла в наступление, взяв под контроль весь север Идлиба, выбив оттуда протурецкие силы. Такая перспектива может вынудить Россию и Асада пойти на силовой вариант, разорвать неактульные сочинские договорённости и начать бои против «Ан-Нусры». Турция категорически против такого варианта.
Предстоящие переговоры между Путиным и Эрдоганом будут непростыми, считает руководитель Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев:
Очевидно, что в настоящее время приоритеты и подходы России и Турции по дальнейшим действиям в Сирии расходятся. Если для России приоритетом является Идлиб, то для Турции – Манбидж. Россия предпочла бы решить проблему Манбиджа мирными методами и с учётом демографической реальности региона, Турция – при помощи военной операции и практически в однобоком порядке.
Эксперт полагает, что приверженность Анкары и Москвы территориальной целостности Сирийской Арабской Республики может привести к консенсусу по «буферным зонам». Однако что из себя будут представлять эти зоны, Гаджиев прогнозировать не берётся.
Эрдоган проигрывает Идлиб «Ан-Нусре». Что дальше?
«Будет ли это «идлибская модель» с демилитаризованной зоной или ситуация будет развиваться по «афринскому сценарию», пока не совсем понятно. А потому и отдельного документа по Манбиджу по итогам завтрашней встречи вряд ли следует ожидать», - добавил Гаджиев.
Доктор исторических наук Стамбульского университета Мехмет Перинчек согласен с руководителем Центра изучения современной Турции в том, что приверженность целостности Сирии создаёт основу для сближения позиций Москвы и Анкары. Однако поддерживающие курдских сепаратистов США будут всячески пытаться сорвать соглашение. Чтобы этого не произошло, Анкаре нужно признать Дамаск, отмечает турецкий политолог:
Президент США Дональд Трамп. Фото: JStone / Shutterstock.com
Турции и России надо делать так, чтобы Трамп выполнил своё решение о выводе американских войск из Сирии. И для этого есть основа. США уже проиграли эту войну. А если Турция, Сирия и Россия будут поступать разумно и логично, тогда победа будет за этими странами. Здесь я хочу ещё раз подчеркнуть, что Турции необходимо создать дипломатические отношения с Сирией, она должна наладить отношения с Дамаском. Таким путём можно препятствовать возможным провокациям со стороны США и достигнуть общих целей и Турции, и России, и Сирии.
Со времени последней встречи Путина и Эрдогана в Сирии многое изменилось. Идлибу угрожают террористы, а восток Евфрата лишился куратора в лице США. Эти два параллельных процесса ставят под угрозу взаимодействие России и Турции. Поэтому двум президентам предстоит выработать механизмы, которые отвечают изменившимся реалиям. Их основой должно остаться сохранение трёхстороннего альянса «Москва - Анкара - Тегеран» и продвижение сирийского урегулирования.