Греф против дешёвой ипотеки: Дешёвыми должны быть только депозиты
Льготная ипотека выгодна банкам. Но глава Сбербанка всё равно не хочет снижения процента - похоже, наёмный менеджер по-прежнему считает себя государственным деятелем.
И ты прав, Максим
Тележурналистка Наиля Аскер-заде выпустила очередное творение – документальный фильм "Опасный вирус. План спасения". Отечественный экономический бомонд, не утруждая себя соблюдением масочного режима, рассказал очаровательной собеседнице о том, кто как борется с коронавирусом и какие последствия ожидают простой народ. О жизни которого ни один из них не имеет реального представления.
Публика подобралась весьма косноязычная. Выделялся министр экономического развития Максим Решетников, в частности, заявивший:
Прогнозов (относительно масштабов падения экономики) много, и у каждого своя правда… Это не значит, что кто-то прав, кто-то не прав…
Судя по всему, министр живёт во множественных вселенных, где экономика падает одновременно на 5,0%, 4,5% и 3,9%. Наша с вами задача, похоже, каким-то образом оказаться в лучшем из этих прекрасных миров. Буквально накануне поражал красноречием отрастивший бородку предшественник и тёзка Решетникова Максим Орешкин на "Открытых инновациях":
Кризис – это вообще неотъемлемая часть любой развивающейся системы... Если мы хотим идти вперёд, не стоять на месте, то на пути любого движения вперёд таких явлений точно не избежать... Кризис неизбежен, поэтому, если мы хотим развиваться, кризисы будут…
Что за пустышка за пустышкой прячутся в наших экономических киндер-сюрпризах? Напомните, когда там освобождается Улюкаев?
Депозит меньше можно, кредит – ни-ни
Я сделал это отступление, чтобы показать, на фоне каких заявлений выступал руководитель Сбербанка Герман Греф. Понятно, что ему несложно было казаться убедительным, хотя он явно не старался, а просто отрабатывал номер. Неудивительно, ведь автор фильма более чем прочно ассоциируется с ВТБ, пытающимся как-то покусывать монополию Сбербанка. Так что тратить своё недюжинное обаяние на успех чужой ленты Греф просто не посчитал нужным.
Тем не менее наиболее резонансной частью фильма оказалось высказывание именно Германа Оскаровича. Он поддержал продолжение программы льготной ипотеки в рамках нацпроекта "Жильё и городская среда" (эффективный процент для клиента составляет 6,5% без учёта страховки), но высказался против снижения процента по ней:
Я думаю, что нам это не нужно. Потому что после такого всплеска спроса потом будет сильный провал.
В чём именно провал, Греф не уточнил, а было бы интересно. В самом деле, если он имеет в виду кризис неплатежей, то чем меньше процент по ипотеке, тем ниже вероятность трудностей с выплатой. Если же речь идёт о том, что рынок насытится и людям не нужно будет жильё, то не означает ли это выполнения целей нацпроекта? Почему, с точки зрения Грефа, это плохо? Потому что приближённые к Собянину застройщики возводят исполинские человейники, которые некому потом будет продавать? Так не надо возводить именно это, только и всего. Можно потратить национальные ресурсы на развитие других регионов.
Протестуя против снижения процента по ипотеке, глава Сбербанка совершенно не возражает против снижения процента по депозитам. Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press
Протестуя против снижения процента по ипотеке, глава Сбербанка совершенно не возражает против снижения процента по депозитам. "Зелёный банк" пытается участвовать в войне за немногие оставшиеся у граждан деньги (две трети из нас не имеют сбережений в размере хотя бы месячного дохода), но удобный рублёвый вклад с возможностью пополнения и частичного снятия без потери процентов даёт "не более 2,56% годовых", в реальности же (скажем, 200 тысяч на три года) – издевательские 1,69%. Самый выгодный вклад "Дополнительный процент" обрамлён оригинальными условиями и всё равно не даст более 4,3% (если сумма ваших вкладов более миллиона, вычитаем ещё и новый налог).
Это, видите ли, нормально, это экономика. А помогать людям покупать жильё по разумному проценту, который всё равно выше, чем на пресловутом Западе, нехорошо: "Будет сильный провал". В этих вещах Греф разбирается отлично: вверенный ему банк постоянно собирает с нас деньги "на ремонт "провала", чтобы не слишком проваливался".
А если помочь провинции?
Напомним, что льготы по ипотеке финансируются из государственного бюджета, то есть банк как коммерческая организация ничего не теряет от снижения процента для клиента по этой программе. Более того, чем ниже будет процент, тем больше людей подадут заявки и тем бо́льшую прибыль сможет получить банк. Это бюджетные расходы, и как их компенсировать – отдельный разговор. Таким образом, Греф здесь рассуждает не как глава Сбербанка, а как государственный деятель. Это важный момент.
Что ж, попробуем и мы взглянуть на ситуацию с точки зрения интересов государства.
Ипотека – один из очень немногих видов кредитов, которые, к сожалению, действительно нужны людям. Но введённые в апреле льготы уже нивелированы ростом цен – в новостройках Москвы они выросли на 10%, Санкт-Петербурге – на 17%, в других регионах – на 7%. Ничего личного, просто рынок: вырос спрос – выросли и цены.
В связи с этим хотелось бы предложить правительству действительно уменьшить процент по льготной ипотеке, но только не для Москвы и Санкт-Петербурга с их окрестностями. Таким образом, мы поспособствуем тому, чтобы люди рассматривали покупку жилья хотя бы в Смоленске, Тамбове, Ярославле, а там, глядишь, начнём и районные центры поднимать. Для столицы же условия льготы можно, напротив, ужесточить до 7,5% – Москва перенасыщена людьми, нет смысла за государственный счёт стимулировать дальнейшее уплотнение города, который при этом становится особенно уязвимым для любой эпидемии.
А корпоративные интересы Грефа и Сбербанка вообще не должны приниматься в расчёт: задача государственного банка – выполнять задачи, поставленные государством.