Последняя тайна катастрофы самолёта AZAL. В Казахстане всё рассказали. Официально
Сегодня, спустя ровно год после катастрофы, которую потерпел самолёт азербайджанской авиакомпании AZAL, были опубликованы данные экспертизы, проведённой специалистами Минтранса Казахстана. Оказалось, что следов взрывчатки, которые надеялись найти недоброжелатели России, на обломках самолёта обнаружено не было.
Катастрофа 25 декабря 2024 года
Напомним, что случилось ровно год назад: 25 декабря самолёт азербайджанской авиакомпании AZAL Embraer ERJ-190AR, совершавший полёт из Баку в Грозный, запросил экстренную посадку. Самолёт в небе был поражён неким летающим объектом - предположительно, это был дрон.
Пилотам предлагали свою взлётную полосу сразу несколько аэропортов России. Лететь до них было недалеко. Но экипаж под управлением опытного пилота Игоря Кшнякина принял решение идти через Каспийское море в сторону Казахстана. Самолёт смог преодолеть пространство над водной гладью, добрался до города Актау, но, сделав две петли над аэропортом, рухнул недалеко от взлётно-посадочной полосы. Из 67 человек, находившихся на борту, выжили 29.
Коллаж Царьграда
Сразу после авиакатастрофы в Казахстане власти Азербайджана решительно осудили Россию за произошедшую трагедию. Руководствуясь предварительными результатами расследования, они сообщили, что самолёт потерпел крушение после "внешнего физического воздействия". По данным азербайджанских правительственных источников, удар был якобы нанесён русской ракетой класса "земля - воздух". Британское агентство Reuters со ссылкой на предварительные данные сообщило, что это была ракета ПВО "Панцирь-С", а системы лайнера были парализованы системами радиоэлектронной борьбы. Выжившие пассажиры рассказывали западным СМИ, что слышали звук взрыва.
Позднее в Сети появились кадры, на которых заметны многочисленные отверстия на фюзеляже. Некоторые из них, как утверждают западные источники, были видны и на кадрах, сделанных из самолёта во время его полёта над Каспием.
После падения самолёта авиакомпании AZAL между Москвой и Баку возникли напряжённые отношения. Азербайджанская сторона постоянно напоминала о случившемся. В это время уже проводилась экспертиза, а специалисты расшифровывали записи бортовых самописцев. Позднее эти данные были опубликованы в Сети. Из переговоров лётчиков с диспетчерами аэропортов выяснилось, что сразу несколько городов были готовы принять борт. Диспетчеры вели самолёт и предлагали оказать всю необходимую помощь. При этом решение лететь в сторону Казахстана приняли пилоты самостоятельно.
Конец истории
И вот спустя год после трагических событий Минтранс Казахстана сообщает, что, согласно результатам экспертизы, проведённой по делу о катастрофе самолёта, следов взрывчатых веществ на обломках не обнаружено. При этом уточняется, что установить принадлежность ракеты, которая нанесла удар по самолёту, не удалось.
Коллаж Царьграда
Как отметил в беседе с Царьградом заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, есть явная причина, почему не установлено, чья ракета нанесла удар по самолёту. Она дипломатическая. Вопрос вокруг самолёта AZAL решался непосредственно президентами России и Азербайджана, Владимиром Путиными и Ильхамом Алиевым.
Там появился украинский аппарат и был объявлен "Ковёр", чтобы предотвратить столкновение с самолётом, который заходил в Грозный. Ему была дана команда уходить на запасной аэродром. И в это время началась операция, предусмотренная "Ковром". То есть выстрелы с земли, которые поразили эту цель - и в том числе этот азербайджанский самолёт. Да, это так. Это установлено. Но принадлежность - это, скорее всего, вопрос дипломатии. Принадлежность не удалось установить,
- полагает собеседник "Первого русского".
По словам Олега Смирнова, в истории катастрофы азербайджанского лайнера после переговоров президентов России и Азербайджана поставлена точка. И Москва, и Баку остались удовлетворены договорённостями.
Заслуженный пилот России Юрий Сытник в беседе с "Первым русским" отмечает, что наши специалисты не были приглашены для расследования авиапроисшествия. Одна из версий, что взрывчатку самолёт мог везти из Баку. И в таком случае речь бы шла о теракте. Именно эту версию опровергает сообщение из Казахстана.
Уклончиво написали. Если бы это была ракета русского производства, то Казахстан однозначно бы это указал. Раз не нашли, как обвинить напрямую Россию, - написали, что не установлено,
- замечает собеседник Царьграда.
Коллаж Царьграда
При этом пилот обращает внимание, что элиты Казахстана не питают дружеских чувств к России. Именно поэтому формулировка в отчёте использована расплывчатая, чтобы можно было "продолжать гадать на кофейной гуще".
По мнению Юрия Сытника, в деле о крушении самолёта авиакомпании AZAL рано ставить точку. Россию ещё может ждать наказание со стороны различных западных организаций.
При этом собеседник Царьграда констатирует, что экипаж самолёта не был готов к случившемуся.
По нашим документам, наш диспетчер не имеет права брать полностью управление этим самолётом на себя. Я имею в виду завод на посадку. По документам международным право такое есть только у командира корабля. Если командир корабля принял решение идти в сторону Махачкалы, Баку, а потом повернуть в сторону Казахстана, это было его право. Наши просто констатировали факт, что он принял решение, сообщили всем службам - и он туда полетел. На самом деле ситуация была очень сложная для экипажа, самолёт практически потерял управление, они управляли двигателями. Поэтому обвинять экипаж здесь никак нельзя. Потому что экипаж как мог боролся за живучесть самолёта и собственно за свои жизни, за жизни пассажиров. Но просто не повезло, не на ту амплитуду они рассчитывали. Поэтому и произошла эта катастрофа,
- отметил Юрий Сытник.