Нефть в обход России. Что задумал Казахстан? Детали самой скандальной истории недели
Казахстан должен использовать несколько каналов экспорта нефти, чтобы снизить угрозу при возникновении потенциальных проблем с поставками, заявил президент Касым-Жомарт Токаев на совещании с правительством. В переводе на русский это означает, что казахские коллеги начинают работу по поставкам нефти в обход России. Чем ответят русские, да и будут ли отвечать?
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил об основных задачах по экспорту нефти из страны. Токаев считает, что важно диверсифицировать маршруты поставок нефти из Казахстана. Он назвал приоритетное сейчас направление - транскаспийский маршрут, что означает поставки в Европу в обход России.
Нефть мимо России. Это как?
Заявление Токаев сделал в ходе совещания с правительством страны:
Поручаю "Казмунайгазу" проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с [АО] "Самрук-Казына" следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау-Кенкияк и Кенкияк-Кумколь.
Помимо того должна быть проведена работа по трансформации национальной компании "Казахстанские железные дороги" (КТЖ) - так, чтобы она стала национальной транспортно-логистической. Таким образом, считает Токаев, удастся "расширить мандат и задачи", в результате КТЖ сможет вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.
Ключевое во всём сказанном - поиск казахскими партнёрами возможности поставлять нефть в Европу минуя территорию России. Решения были приняты после того, как накануне - 6 июля Приморский районный суд Новороссийска на 30 суток остановил работу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Формальной причиной остановки стало нарушение плана ликвидации разлива нефти после аварий. Несмотря на запрет, сегодня в Минэнерго Казахстана заявили о штатном режиме экспорта казахстанской нефти по КТК. Словом, конфликт виден невооружённым взглядом. Но каковы его причины?
Причины спора
Версий происходящего множество. И все они имеют право на существование.
Понятно, что в условиях вводимых Россией ограничений власти Казахстана преследуют свои коммерческие интересы - они не заинтересованы в остановке поставок нефти в Европу, а через нас идёт две трети объёма. Эту прибыль хотят сохранить во что бы то ни стало, отстаивая свои национальные интересы. Но и у России есть собственные национальные интересы, а также аргументы:
Во-первых, 5 июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в разговоре с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем выразил готовность "использовать свой углеводородный потенциал с целью стабилизации ситуации на мировых и европейских рынках" - другими словами, Казахстан готов заместить поставки нефти из России, отменённые из-за санкций. Заявление транслировалось официально через пресс-службу Токаева.
Во-вторых, после уничтожения всех крупных нефтеперерабатывающих заводов на Украине в ходе спецоперации России удалось лишить ВСУ топлива. Однако теперь топливо поставляют из Румынии. А в Румынии перерабатывают казахскую нефть. Выходит, останавливая КТК, мы помогаем лишить топлива и киевский режим. Кстати, Казахстан не стал признавать ДНР и ЛНР, кроме того, к спецоперации России казахстанские власти относятся, прямо скажем, сдержанно.
В-третьих, блокировка КТК - это ещё и проблема для западных корпораций. Без этого трубопровода теряется весь смысл их участия (в частности, американских Chevron и ExxonMobil) в крупных казахских нефтяных проектах Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
Мы перечислили лишь самые очевидные причины спора и аргументы участников в ожидании развязки этой интриги и, без сомнения, самой скандальной истории недели.