Банки жируют - Минфин молчит. Скоро будет рекорд
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в его ведомстве не рассматривают вариант повышения уровня налогообложения банковского сектора. И это несмотря на то, что в этом году финансовые организации получат рекордную за всю историю прибыль. В чём же причина нерешительности ведомства Силуанова?
Министерство финансов имеет репутацию назойливого администратора налоговой политики. Впрочем, нельзя сказать, что она последовательна и отвечает интересам развития страны. Главной целью Минфина всегда являлось пополнение федерального бюджета. Это, конечно, полезное дело, однако государственная казна лишь инструмент обеспечения социально-экономической стабильности и развития. То есть устойчивый бюджет конечной целью быть в принципе не может.
Увы, но в Минфине этого до сих пор не понимают. Хотя в последние годы ситуация всё же изменилась в лучшую сторону. Но причина отнюдь не в Силуанове. Премьер-министр России Михаил Мишустин предложил правительству совершенно новую идеологическую парадигму, главным постулатом которой является не выполнение пресловутых макроэкономических показателей, а обеспечение финансового и экономического суверенитета страны.
К счастью, бюджетные деньги при Мишустине не оседают на счетах казначейства, а направляются обратно в экономику для выполнения поставленных правительством целей. Однако это не означает, что Минфин в рамках своих полномочий стал работать по-другому. Подходы остались те же. Кроме фискальной составляющей и размещения госдолга на щедрых условиях, ведомство Силуанова не видит и не знает других способов пополнения бюджета. Впрочем, если говорить конкретно о налоговых сборах, то где-то они являются обоснованными, где-то - нет.
Фото: © Maksim Konstantinov/Globallookpress.
Что касается первых, то финансовое ведомство постоянно ищет варианты, как изъять дополнительные деньги из различных отраслей экономики. Но под новые налоги подпадают в основном либо сырьевые отрасли, либо те, которые создают продукцию низкого передела - вроде металлургов или производителей удобрений. Вопроса здесь нет. Если в результате изменения мировых цен на нефть/газ/уголь/металлы/удобрения и т.д. компании получают сверхприбыль, то хотя бы частично она должна быть изъята в пользу государства. Что, собственно говоря, и происходит.
Однако раз за разом ведомство Силуанова обходит стороной банковский сектор, который в этом году работает с рекордными показателями. По итогам 12 месяцев прогнозируется прибыль в размере 3 трлн рублей. Предыдущей рекорд был установлен в 2021 году и составил 2,4 трлн. То есть меньше на целых 20%.
Хоть банки и зарабатывают преимущественно на внутреннем рынке, но справедливой получаемую ими сверхприбыль назвать уж точно нельзя. Если финансовый сектор абсорбирует денежные ресурсы, то это означает, что произошёл переток из реального сектора экономики. А ведь именно в последнем у нас идёт активное импортозамещение, а "благодаря" политике ЦБ предприятия буквально задыхаются от нехватки оборотных и инвестиционных средств.
Фото: © Maksim Konstantinov/Globallookpress.
Прибыль же банков формируется преимущественно либо за счёт гигантских спредов между кредитной ставкой и ключевой, либо за счёт комиссий (их уровень может оценить любое предприятие или же обычный гражданин). В этом году банкам ещё и повезло с девальвацией - на ней было заработано несколько сотен миллиардов рублей. Плюс следует помнить, что правительство через бюджет также вкачивает значительные средства в банки через субсидирование процентных ставок, начиная от инвестиционных кредитов и заканчивая ипотекой.
Если Минфин абсолютно оправданно вводит дополнительные налоги на угольщиков, металлургов, нефтегазовый сектор и т.д., то было бы справедливо скорректировать налоговую политику и в отношении банковского. На это представители финансового сектора ответят, что в таком случае упущенную прибыль банки заложат в условия кредитования населения и бизнеса. Однако за этим должен следить ЦБ. Иначе его роль становится совсем непонятной. С девальвацией Набиуллина справиться не может, с ростом цен - тоже. Пусть хотя бы за своими подопечными проследит.