Нищета - реальная угроза России
Более 20 миллионов граждан живут на доходы ниже прожиточного минимума - а правительство саботирует указы президента
На протяжении трех лет падают реально располагаемые доходы граждан России. Не спасает ситуацию даже стабилизация цен на "черное золото". Правительство так и не приняло решение направить нефтяные доходы на стимулирование роста благосостояния граждан. Напротив, на эти средства покупают валюту.
Тем временем более 20 миллионов граждан живут на доходы ниже прожиточного минимума. Нищета становится реальной угрозой России. Об этом - в программе "Реальное время" на Царьграде.
Кандидат экономических наук, социолог Оксана Синявская отметила, что падение реально располагаемых доходов связано в первую очередь с макроэкономическим кризисом. По ее словам, в 2008-2009 году нам удалось кризис пережить по-другому, просто потому, что у бюджета была "подушка безопасности". "Сейчас у бюджета свободных денег нет, экономика падает, к сожалению, падают доходы людей", - сказала она.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев также отметил, что это кризисные проявления, однако добавил, что и правительство внесло в это "определенную лепту".
"Оно ввело нас в кризис, породило кризис потребления, по существу, сокращение доходов. А когда честный член правительства, Ольга Голодец, например, не побоялась и заявила это, еще в апреле 2016 года, почти год назад, то, я так подозреваю, ей было сказано, что не стоит педалировать эту тему", - сказал Сухарев. И судя по недавнему интервью Владимира Мау, "до сих пор нет понимания ни у правительства, ни у экспертов, его консультирующих, о том, что натворили и как из этого выкарабкиваться".
Мау в ответ на вопрос, как же бороться с бедностью и неравенством, предложил развести эти два понятия, напомнил Сухарев. А затем добавил, что лучший способ борьбы с бедностью - это экономический рост, а не перераспределение. Бороться же с неравенством - "совершенно отдельная задача".
По оценке Сухарева, это важнейшая концептуальная ошибка - разведение этих понятий. "Проблема - в увеличении неравенства, а даже не в абсолютной величине. Дело в том, что за последние три года оно возросло, и серьезно. И бедность возросла, там есть оценки, на 3-5 миллионов человек, они разные. Самая минимальная, Ольга Голодец озвучила - на три миллиона. До 20. Ну, это очень большая цифра. Причем за последние 2-3 года идет увеличение. Вот же что опасно. Причем интервью не связывает это с проводимой политикой. А с чем? С кризисом в Европе, с чем угодно, с исчерпанием роста".
Ошибка правительства - не созданы условия для малого и среднего бизнеса
Возникает вопрос: что это - осознанное бездействие? Если посмотреть на федбюджет на текущий год, не видно стимулирования реального роста благосостояния соотечественников. Еще пару месяцев тому назад можно было сослаться на нестабильность внешних факторов, но после договоренности участников стран ОПЕК мы все-таки видим определенную стабилизацию на глобальном рынке углеводородов. И, как следствие, рост цены. Известно также заявление Минфина и ЦБ о том, что они приступают к скупке валюты на финансовом рынке. То есть получается, сверхдоходы есть, но они не направляются на столь важный сегмент?
Оксана Синявская
По оценке Синявской, здесь надо разделить элементы политики. По ее мнению, политика неповышения доходов населения через трансферты отчасти оправдана тем, что их доля в социальных доходах населения достигает исторического максимума. Каждые 20% доходов населения формируются за счет социальных трансфертов, напомнила экономист.
"Но почему это происходит? И здесь, на мой взгляд, серьезная ошибка правительства на протяжении многих последних десятилетий на самом деле состоит в том, что у нас так и не были созданы условия для малого и среднего предпринимательства. У нас доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности - они стабильно сокращаются и составляют сейчас микроскопическую величину - порядка 5-6% каждый из этих источников в доходах населения. Это абсолютно ненормальная ситуация", - пояснила Синявская.
Именно это, по ее словам, не дает расти благосостоянию населения за счет источников, помимо социальной политики.
Проблема рынка труда: растет неформальная занятость, сохраняется огромный сегмент низкооплачиваемой занятости
Вторая проблема, продолжает Синявская, связана с рынком труда. "У нас исторически сложилось, что рынок труда очень гибко реагирует на кризисы. В период кризиса заработная плата снижается очень быстро", - отметила она.
При этом ее неравенство, очень высокое, сохраняется. Между тем правительство занимается перераспределением денег и того неравенства, которое формируется на рынке труда, через социальные трансферты. Вот оно сейчас понимает, что у него денег на дальнейшее перераспределение нет, полагает Синявская.
"Но вот чего я не вижу - попыток изменить модель экономического развития на благоприятную для создания условий, чтобы люди могли зарабатывать деньги. У нас по-прежнему растет неформальная занятость, у нас по-прежнему сохраняется огромный сегмент низкооплачиваемой занятости. И на теневом, и на формальном рынке труда у нас много рабочих мест с очень низкой зарплатой. Которые ни пенсию не позволят нормальную накопить, ни как-то содержать семью там с одним, не говоря уже о двух, трех детях".
Неуверенное правительство
Впрочем, по многим экспертным оценкам, деньги как раз есть. Уже сейчас мы с вами видим рост, который компенсируется за счет возможного снятия американских санкций. Почему же не направить полученные допсредства на стимулирование заработной платы работникам бюджетной сферы, людям старшего поколения, инвалидам и так далее?
По оценке Синявской, все-таки "бюджетники" сейчас относительно стабильная категория занятых, по сравнению с занятыми в рыночном секторе, где зарплата во многих секторах просела очень сильно. Кроме того, за последний год весомо просели пенсии.
"Проблема в том, что правительство: а) не уверено в стабильности внешних экономических условий, они не уверены, что то, что сейчас сложилось, оно продолжится и дальше; б) социальные обязательства не так легко менять, и у нас сейчас масса социальных пособий передана на региональный уровень. И, например, все выплаты детям, семьям с детьми, это региональный мандат. Выплаты безработным - это тоже региональный мандат. У нас на федеральном мандате остались только пенсии, ну, материнский капитал", - прокомментировала экономист.
Политика не адаптирована к их же действиям
В пенсионной сфере действительно идет негативный процесс. Например, позорнейшее решение по работающим пенсионерам - отмена индексаций. Глава Минтруда Максим Топилин уже заявил, что средняя пенсия в ближайшие три года будет снижаться.
"Вы поймите, это стилистика политики, - прокомментировал Сухарев, - Ведь когда возник кризис с девальвацией 2014 года, правительство повело себя так, чтобы обвалить все компоненты валового продукта".
Олег Сухарев
Он отметил, что инвестиционная компонента ухудшалась еще до этого. Но она тоже обвалилась, обвалилось валовое потребление, госрасходы, в силу дефицита бюджета. И с чистым экспортом понятна была ситуация. "То есть мы впустили кризис - и развернули его по всем компонентам валового продукта. И социальная политика оказалась совершенно не готова. Они говорят об адаптации российской экономики. Что ж у вас политика не адаптирована к вашим же действиям?"
Объяснение финансовые регуляторы дают примитивное: "Мы таргетируем инфляцию, главное - это инфляция, давим ее до 4%", добавил Сухарев. По его оценке, эта сдерживающая денежная политика декларативно направлена на благие цели, но оборачивается она как раз-таки тем, что проводится за счет бюджетников. "То есть обрезаются их доходы добавочные, и источники доходов. По экономике имеет спад по 2015 и по 2016 году, общий, что скажется и сказывается и на труде, и на заработных платах, и на надбавках к ним. Вот я бюджетник. У меня заработная плата не увеличивалась, а надбавки максимально сняты".
Люди не верят в качественную отечественную медицину
Катастрофическая ситуация и в сфере здравоохранения. Что бы ни заявляли в правительстве, достаточно сходить в поликлинику - и мы увидим, что происходит.
По опросам население само готово софинансировать определенную часть расходов на медицину, если медицина станет лучше, напомнила Синявская. "У нас большая проблема в том, что мы уже не верим в качественную отечественную медицину. Но на самом деле люди, в общем, готовы и в свое здоровье инвестировать. Что хорошо, вообще, безусловно, нужен мониторинг реальных шагов в области здорового образа жизни. Но, хотя бы по ответам самих людей, они стали больше заботиться о своем здоровье".
При условии, конечно, если государство будет наращивать расходы на здравоохранение и контролировать качество.
Более того, российский президент дал прямой указ об адресной поддержке социально необеспеченных слоев. По факту правительство опять на этот год отказалось от такого решения. Так что здравоохранение, образование и пенсионная сфера остаются самыми острыми и болезненными темами.