Независимый интернет для России
Россия не намерена ограничивать доступ в интернет для граждан, но это могут сделать из-за рубежа
На прошлой неделе по СМИ прокатилась очередная волна "страшилок: Минкомсвязи разработало проект "независимого" интернета, который позволит России отключаться от Всемирной сети в случае экстренных ситуаций. Комментарии в либеральных кругах банальны - наступление на свободу слова, страх перед "революцией", подготовка к "войне с Западом". +Царьград+ попробовал разобраться в проблеме объективно.
"Китайский" вариант интернета, то есть ограниченный так называемым "Золотым щитом", принято ругать. Он, дескать, не дает пользователю доступа к кладезю всей мировой информации. Однако в результате китайский аналог Википедии уже почти сравнялся с ней по размеру, а китайский поисковик "Байду", обрабатывает не многим меньше запросов, чем глобальный Google. Что может получить Россия, не изолировавшись, но обезопасив Рунет от атак извне и дав больше свобод и привилегий отечественным компаниям? +Царьград+ опросил самых известных экспертов отечественной интернет-индустрии.
Если интернет в России, вероятнее всего по воле наших западных "партнеров", все-таки станет автономным, существенно на жизни граждан страны это не отразится. Первое, с чем придется столкнуться, помимо утраченных "драгоценных" аккаунтов в Facebook и Instagram - прекращение работы мессенджеров. Для отечественных операторов сотовой связи, пытавшихся, как и их западные коллеги, придумать, как избавиться от Viber, Telegram и Whatsapp, наступят золотые времена, кстати, iMessage от Apple также перестанет работать.
"Все сообщения наших пользователей проходят через облачные серверы. Сейчас мы включили сквозное шифрование, но порядок передачи данных, хоть и шифрованных, не менялся. Это значит, что сообщения все же проходят не через наши серверы. То есть если связь с зарубежными операторами и вообще интернетом будет прервана, то спасение можно будет найти только в VPN или прокси-серверах", - пояснял во время презентации Viber в России сооснователь компании Игорь Магазиник.
Однако, несмотря на временное отсутствие мессенджеров - временное потому, что достаточно быстро появятся отечественные аналоги, - саму отечественную интернет-отрасль автономия скорее обрадует, чем огорчит. Хотя оценивать перспективы развития "Яндекса" или "ВКонтакте" в отрыве от международного рынка однозначно нельзя, им может стать как лучше, так и хуже, поскольку помимо конкуренции, порой навязчивой, игроки лишатся и самих зарубежных рынков.
В первую очередь нужно помнить, что идеи ограничить или запретить доступ в иностранную часть интернета у государства не стоит. Все принимаемые на сегодняшний день законопроекты имеют своей целью возможность для российского сегмента Сети работать в автономном режиме, в случае если будет совершена попытка отключить интернет извне. Так же, как Запад уже пробовал ограничить в России работу карт Visa и MasterCard или запрещал скачивание обновлений для систем Microsoft и Oracle.
"Государство ищет ответ на вопрос: в состоянии ли мы выжить, если наш сегмент интернета неожиданно станет замкнутым, отдельным от мирового. По каким причинам это может произойти? Не из-за тупости наших чиновников, как привыкли считать наши либералы, но у них вообще есть поверье, что чиновники существуют только для того, чтобы запрещать. Вообще говоря, западный мир нам уже показал, что он готов все запретить, и это было продемонстрировано как с платежными системами, так и с ПО, и с угрозами отключить SWIFT, пытались заблокировать Крым. Это реальные риски, и их надо рассматривать. К примеру, в автомобиле BMW 7-й серии, собранном в Калининграде, - около 30 операционных систем, там есть SIM-карта встроенная, водитель про нее даже не знает, BMW сам оплачивает роуминг и услуги связи для этой симки. В общем, в любой момент этот автомобиль может превратиться в кусок железа по желанию производителя. Это уже реализованные риски. То есть государство ищет ответ на вопрос: что нам делать если нас выключат извне", - рассуждает глава компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов.
То есть в случае с интернетом и программным обеспечением вопрос импортозамещения даже не стоит, стоит другой вопрос: будет ли работать интернет и иностранное ПО, если этого не захотят зарубежные поставщики. И исходя из ответа на этот вопрос, государство предпринимает некоторые превентивные действия, которые не позволят остановиться фактически всей экономике страны, неожиданно лишившейся связи, как внутренней, так и внешней.
"Когда речь идет о безопасности, рассказывать об удобстве и количестве опций абсолютно бессмысленно. Мы защищаемся и нейтрализуем серьезные риски, угрожающие суверенитету. Какая разница, будет это удобнее или нет, - задача другая. А чем курс на ограничение Запада полезен для нас, сейчас видно на продовольственных санкциях, если поговорить с теми, кто занимается сельским хозяйством, - там рост за прошлый год - на 40 процентов. Потянем или нет? Практически по всем критическим технологиям у нас есть замещение. Поисковики, сети, почты, нет замены для маршрутизаторов, хотя над этим вовсю работают, просто их пока считают хуже и дороже. Операционных систем, написанных с нуля, не хватает. Но список тех, кто производит софт, огромный. У них плохо с упаковкой, маркетингом, деньгами, они не могут себя нормально продвигать, и их рынок меньше, чем в США в 40-50 раз. При этом им предлагают "честно" конкурировать с западными производителями - это как выставить нашего победителя детской секции по боксу против Майка Тайсона, ну а что - честная конкуренция", - продолжает Игорь Ашманов.
Несмотря на все угрозы, озвученные и продемонстрированные Западом, отключение России от международных каналов связи, скорее всего, не произойдет, полагает Игорь Ашманов. Причиной, по мнению эксперта, является то, что в таком случае Запад лишится возможности контролировать процессы, происходящие у нас в стране, фактически ослепнет. Так что "выключение рубильника", вероятно, будет означать переход от "холодной" фазы военных действий к "горячей", когда терять уже нечего.
Как и предыдущие специалисты, Сергей Плуготаренко, являющийся членом правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) и член Общественного совета и ИT-совета при Минкомсвязи РФ, уверен, что если Россия и окажется в изоляции от внешних систем передачи данных, то не по собственной инициативе.
"Речь идет не об отключении, конечно же, а о дублировании всей критически важной инфраструктуры, которая позволит нашей системе функционировать тогда, когда ее отключат именно снаружи, а не изнутри. Согласно имеющейся у меня информации, на восстановление работоспособности после такого, возможного, отключения, потребуется около суток. После этого мы лишимся привычных иностранных почтовых сервисов, облачных сервисов и других сервисов, если они не продублированы в России. В случае если подобное произойдет, то и отечественная интернет-экономика ощутит потрясение, на перестройку для работы в новых условиях ей, на мой взгляд, потребуется около полугода. Просто потому, что те системы, которыми сейчас пользуются наши коммерсанты, перестанут работать, а они в настоящее время сильно связаны с иностранными сервисами. В результате через какое-то время начнут появляться и плюсы - для локальных игроков, для тех, кто уже сейчас, допустим, разрабатывает платформы собственных мессенджеров, и они подменят собой функции, которые предоставляют в настоящее время иностранцы", - полагает Сергей Плуготаренко.
Парадоксально, но наиболее мрачный прогноз был дан представителем той самой онлайн-торговли, которая, казалось бы, должна выиграть от отсутствия иностранных конкурентов. Глава "Евросети", Александр Малис в разговоре с +Царьградом+ высказал мнение, что в случае если Россия окажется изолирована от Глобальной сети, могут появиться очереди и за туалетной бумагой.
"В принципе, сегодня российские интернет-компании и без того находятся в мажоритарном положении, то есть вряд ли что-то значительно вырастет. Но если мы доживем до отключения интернета, то мне кажется, что вся торговля станет очень значительной частью экономики, ровно такой, какой была во времена дефицита Советского Союза, включая продуктовые магазины, очереди за туалетной бумагой и все такое. Но я надеюсь, что такого не будет. На Западе идей отключить Россию от интернета я нигде не слышал, разве что в украинском парламенте", - говорит президент "Евросети" Александр Малис.