"Наворотил так, что никакому спецназу не снилось": Якут "пошёл в ножи" и вскрыл проблемы армии
Андрею Григорьеву присвоено звание Героя России. Боец с позывным "Тута" прославился благодаря видео в Сети его ножевого боя с украинцем, в котором наш штурмовик одержал победу. Однако там, где одни увидели героизм и стойкость солдата, другие разглядели проблемы, о которых в армии стали осторожно говорить ещё осенью прошлого года. Военные эксперты задаются вопросом об организации и эффективности штурмов, в которых командиры порой неоправданно "кладут" бойцов ради задач типа "зайти и выйти". В случае с Григорьевым задачей было… установить российский флаг на здании, которое оказалось под завязку забитым врагами и их штабом. В итоге трое товарищей "Туты" погибли. Но об этом с экранов предпочитают молчать.
Андрей Григорьев впал в шок, когда ему позвонил брат и сказал немедленно включить телевизор. Так штурмовик из Якутии узнал, что президент России подписал указ о присвоении ему звания Героя России. По его словам, он не ожидал, что процедура пройдёт так быстро, преодолев все бюрократические кордоны. Ну ещё бы, видео его ножевого боя с боевиком из ВСУ стало самым популярным в первые дни Нового года с линии ЛБС.
Подвиг Григорьева вдохновил художников. Скриншот с ТГ-канала DaZbastaDraw
Увы, но интервью Григорьева, в котором он рассказал массу деталей своего подвига и последовавших событий, вызвало у аудитории меньший интерес. И речь не о последней сигарете, которую "Тута" дал слово себе выкурить, когда выберется из вражеского тыла. Герой рассказал, что с флагом пошли две "двойки" бойцов, в итоге трое его товарищей стали "двухсотыми". Победив в ножевом бою украинца, ещё несколько дней он трепал нервы противнику, сжигая склады и таская оттуда гранаты, прежде чем дроноводы показали ему дорогу к выходу. Эвакуировал себя, раненого, он сам.
Решение командира не вызвало вопросов?
Вопрос в другом, и он, увы, не нов для наших войск. И задал его экс-спецназовец, который готовит мобиков на полигонах в Казани, по совместительству военный блогер Александр Razvedos Арутюнов. Эксперт припомнил скандальную историю с дроноводами "Эрнестом" и "Гудвином", которые стали для общества "деревьями", заслонившими "лес" накапливающихся проблем с организацией боевых действий разборками внутри конкретного подразделения.
Вот и случай с подвигом Григорьева, которого отправили водрузить триколор на территорию, контролируемую на тот момент врагом, стал поводом вспомнить об этом "лесе".
Решение непосредственного командира, который отправил друг за другом две "двойки" на удаление 5-6 км от основных сил, дабы "установить флаг", не вызвало вопросов? Это норма и в порядке вещей? Где своевременное представление к награде вернувшегося с "серой зоны" бойца, который там наворотил так, что никакому спецназу и не снилось? "Тута" же доложил командиру об обстоятельствах боя и последующих событий, верно? Какое решение принял командир и почему не принял? Если что, это не критика, но попытка разобраться,
— затронул острую тему в своём ТГ-канале Арутюнов.
Скриншот с ТГ-канала RAG&E — Razvedos Advanced Gear & Equipment
"Попытка за попыткой мы ложим людей, а ответственности никакой"
Почему же так происходит по сей день? По мнению командира с позывным "Страж", объясняется это просто — награды и премиальные. Люди пытаются заработать деньги на войне, и никто не спрашивает у них о цене подобных достижений. Какой же выход может быть в ситуации, когда командиры бросают в бой ради задач по типу "зайти и выйти"?
"Страж" предложил при составлении боевых приказов и распоряжений садиться с калькулятором и считать планируемые потери в живой силе и технике. Сколько это будет стоить государству. А главное — какую ответственность понесёт командир в случае невыполнения задачи.
Не ввести ли финансовый спрос? Когда ты пишешь боевое распоряжение, спускаешь его в войска в расчёте на тот или иной успех, вышестоящее командование должно спросить: жизнь бойца, ранение стоят такую сумму, потеря техники — столько-то, а премиальные — вот такие. И ты видишь, какие планируются потери, чем грозит для тебя выход за эти суммы. Попытка за попыткой мы ложем людей, а ответственности никакой. В конце концов мы эту войну проиграем экономически либо перестанем платить такие деньги,
— поделился своим мнением военнослужащий.
А вот так штурмуют позиции врага десантники в Часове Яре. Видео: ТГ-канал "Военкоры Русской весны"
Но это лишь одна сторона медали. "Страж" поднял и проблему подготовки штурмовиков, которых считают воинами с билетом в один конец. По его словам, на полигонах подготовка хромает. Инструкторы надеются, что новобранцев дошлифуют на фронте, но там на это нет времени. Там надо уже воевать.
Штурмовик должен быть специалистом самого широкого профиля, но у нас сейчас таких нет. На полигоне должно быть так: не сдал норматив боец, офицер получает свой "пистон". Человек, не сдавший его, не получает денежное довольствие. Вводится для того, чтобы обе стороны были заинтересованы — не бухать на полигоне, не относиться по принципу "и так сойдёт", а чтобы выпускали подготовленного специалиста,
— уверен "Страж".
В сухом остатке
Армия у нас большая, и проблем в ней много, и война стала для них лакмусовой бумажкой. Печально, что выводы делаются несвоевременно, с опозданием в три года. И непонятно, изменится ли положение ещё через год.
Причём командиры нижнего звена зачастую пеняют на вышестоящее начальство, но ведь и сами порой "отличаются". Пример Андрея Григорьева показал, что с момента гибели в штурмах дроноводов "Гудвина" и "Эрнста" не все военачальники сделали нужные выводы.
Царьград писал уже множество раз о необходимости обратить внимание на проблемы, что времени для раскачки на её решение нет. Но, похоже, наверху установили "персональные средства РЭБ" для подавления всех сигналов с передка и от военных блогеров.