Минэкономразвития хочет поддержать пенсионеров и бизнес
Минэкономразвития внесло в правительство паспорт нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства в России в ближайшие шесть лет. Там есть положение и о поддержке пенсионеров. За счет каких мер министерство предлагает осуществить все это?
В российской экономике сегодня сохраняется неопределенная ситуация. Телеканал «Царьград» ранее обращал внимание на данные как отечественных, так и зарубежных экспертов, которые заявили о сокращении деловой активности и неготовности малого и среднего бизнеса сегодня идти до конца.
Грозит ли экономике России затяжная стагнация после роста?
Так, в сентябре консалтинговая группа Ernst & Young сообщила в отчете за август 2018 года, что 84% российских предпринимателей намерены избавиться от рисковых активов. В связи с этим на рынке слияний и поглощений намечается кратковременный всплеск на фоне общего снижения потребительской активности.
Индекс деловой активности (PMI) еще летом опустился ниже 50 пунктов, в отличие от значений выше этой отметки весной, что говорит о начале периода сжатия. Российские эксперты в августе обратили внимание на снижение промышленного производства в стране. При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой лишить господдержки профицитные отрасли экономики.
В этой ситуации Минэкономразвития предложило сформировать в рамках одного нацпроекта сразу несколько инициатив. На первый взгляд, все они носят позитивный характер, хотя очевидно, что предложение не обойдется без доработок.
Зеленый свет для бизнеса?
Согласно паспорту нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», положения которого приводят «Известия», на реализацию намеченных планов планируется потратить 453 млрд рублей до 2024 года. 389 млрд из них будут выделены из федерального бюджета. Документ рассмотрят 17 сентября в ходе заседания президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Фото: www.globallookpress.com
Минэкономразвития в документе предлагает различные инициативы по поддержке и развитию бизнеса. Одним из основных положений является требование к госкомпаниям увеличить долю закупок у предприятий малого и среднего бизнеса с 3 трлн рублей до 4,2 трлн рублей к 2024 году. С соответствующим требованием ранее выступал президент России Владимир Путин. Впрочем, рост на 40% за шесть лет – это лишь немногим выше той инфляции, к которой мы привыкли до 2017 года.
Кроме этого, крупные госкомпании должны будут поддержать предприятия малого и среднего бизнеса, передавая им свои заказы. С конца 2020 года квота на такие заказы должна вырасти с 15% до 18%.
Согласно паспорту нацпроекта, особое внимание планируется уделить закупкам у предприятий малого и среднего бизнеса в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. По оценке Минэкономразвития, объем закупок в этих регионах к 2024 году должен составить 400 млрд рублей для Дальнего Востока и 110 млрд рублей для Северного Кавказа.
В нацпроекте будут также положения об освобождении от предоставления налоговых деклараций и ведения учета дохода тех предпринимателей, которые используют упрощенную систему налогообложения. Эта мера, как ожидается, начнет действовать с 20 декабря 2019 года. По задумке Минэкономразвития, нацпроект по поддержке бизнеса должен помочь предпринимателям на всех этапах. Начинающему бизнесмену – с регистрацией, оформлением получения господдержки, кредитами на льготных условиях. Однако самое важное – помощь в выходе на внешние рынки.
Фото: www.globallookpress.com
Есть в документе и непроработанные, даже спорные моменты. Так, например, предполагается освободить пенсионеров-предпринимателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд с 1 июля 2019 года. В текущем году (расчет проводится ежегодно) такие пенсионеры должны платить наряду со всеми 26,5 тыс. рублей, если доход из предприятия не превышает 300 тыс. рублей в год. Если доход выше, то к платежу добавляется 1% от суммы, которая превышает порог в 300 тыс. рублей. При этом общая сумма все равно не может превысить 212,3 тыс. рублей.
Новый удар по экономике России: ФАС сократит господдержку производства
Авторы инициативы почему-то не учли, что «амнистией» по выплате в ПФР могут воспользоваться вовсе не сами пенсионеры, а их дети. Ведь никто не помешает им переписать бизнес на пенсионера и освободить свое предприятие от выплаты.
Отдельная статья касается и самозанятых, которые, впрочем, всеми правдами и неправдами пытались донести до министерств и ведомств, что их нельзя приравнивать к предпринимателям. Тем не менее, программа единого налогового режима для таких граждан начнет работать с 1 января 2020 года, и самозанятые начнут делать отчисления в виде единого платежа, который включит в себя и страховые взносы.
Примечательно, что если таким «предпринимателем» окажется самозанятый пенсионер, то его вовсе не будут освобождать от выплаты, как в случае, если бы он регистрировал права ИП. Фактически это означает, что чиновники видят предпринимательство там, где это выгодно, и не видят его там, где выгоды для государства нет.
В то же время в рамках нацпроекта планируется выделять около 30 млрд рублей в год в качестве субсидирования процентной ставки для бизнесменов. Ожидается, что за шестилетний период объем выданных малому и среднему бизнесу кредитов вырастет до 1 трлн рублей в год (сейчас – 40 млрд рублей).
Фото: www.globallookpress.com
Бюрократические и прочие риски
Как рассказал в интервью Царьграду первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников, при правильной постановке цели ее достижение может быть затруднено из-за бюрократии и попытки регулировать то, что априори не регулируется.
Малый бизнес России: Поддержка на словах, что на деле?
«К сожалению, такого рода программы не могут быть эффективными. Явление малого бизнеса подчиняется чисто экономическим законам, и его жизнь определяется экономическими факторами. Нельзя при помощи административных и регулирующих факторов управлять законами экономики. Это все равно что создать госпрограмму по улучшению погоды», – отметил Калашников.
По его словам, основой малого бизнеса являются индивидуальная активность и творчество. Главная характеристика такого бизнеса – это поиск особенных ниш, которые востребованы, но не разработаны.
Приведу в пример такой образ: малый бизнес, как вода, проникает во все щелки, где есть экономический смысл. А любое регулирование противоречит этому естественному движению. Единственный рецепт помощи малому бизнесу, который, кстати, является основой современной экономики, состоит в том, чтобы избавить его от любых нововведений хотя бы на десять лет,
– считает представитель комитета Совета Федерации.
С. Калашников. Фото: www.globallookpress.com
По мнению Калашникова, малый бизнес сегодня может приспособиться к любой ситуации, «драконовским, налоговым и запретительным мерам», но ему нужны стабильность и предсказуемость. При этом в России сегодня «как нет толком среднего класса, так нет и среднего бизнеса».
«Дело в том, что на сегодняшний день водораздела между малым и средним бизнесом практически не существует. Если говорить о крупном олигархическом бизнесе или госкорпорациях – здесь все понятно. У них устоявшиеся мировые рынки, известные просчитанные тенденции, известные источники финансирования и самофинансирования, банковская система и так далее. А средний бизнес – это норма прибыли, обороты, количество сотрудников? Это абсолютно условно. В плане экономики грани между малым и средним бизнесом в России сейчас нет», – сказал Калашников.
Почему ЦБ и бизнес резко увеличивают вывод капитала из России
Разумеется, выделение средств на поддержку предпринимателей – это хорошо. Загрузка малых предприятий заказами от госкорпораций также является фактором позитивным. Как ранее рассказывал в интервью Царьграду кандидат экономических наук Алексей Лапушкин, индикатором здоровья любой экономики является состояние реального сектора. Говорить о росте экономики, когда цифры по промпроизводству негативные, не приходится.
В экономике активно идут негативные процессы, я бы сказал, стахановскими темпами. Я сейчас непрерывно нахожусь в регионах, и это видно невооруженным глазом. Не фиксировать этого может только человек, альтернативно одаренный,
– сказал он.
По словам эксперта, малые и средние предприятия в России нуждаются в заказах от крупных сырьевых компаний. Лапушкин напомнил, что из-за низкого рубля сырье сегодня намного выгоднее продавать за границей, а не на внутреннем рынке российским предприятиям для переработки.
Мы вводим пошлину на вывоз из страны леса-кругляка, например, 500%, и его перестают рубить. Даже 400%. И вместо этого лес поступает на деревообрабатывающие предприятия внутри страны, начинается производство мебели, потому что это становится выгодно,
– привел пример экономист.
А. Лапушкин. Фото: Телеканал «Царьград»
Отметим, что частично похожая норма содержится в нацпроекте Минэкономразвития по бизнесу, ведь речь там идет о заказах для малых и средних предприятий, которые как раз и планируется поддержать. А помощь такому бизнесу будет означать и поддержку реального сектора, что в перспективе будет плюсом для отечественной экономики.
Риски и проблемы при этом, к сожалению, остаются теми же: бюрократия, коррупция, непонимание чиновниками на местах, как реализовывать ту или иную инициативу или же нежелание это делать. Документ, конечно, еще пройдет обсуждение в правительстве и экспертном сообществе. И только увидев его в базе законопроектов Госдумы, можно будет понять, станет ли он эффективным инструментом помощи предпринимателям, не задавив их при этом регулированием и ненужной бюрократической волокитой.