Как перестать бояться попасть под сокращение
Очередная паническая атака поразила ко всему привычные российские СМИ и социальные сети: четверть работодателей намерены провести сокращения персонала в следующем году. Царьград объясняет, почему на самом деле бояться нечего
HR-портал Rabota.ru провел любопытный опрос зарегистрированных на сервисе российских работодателей. Специалисты поинтересовались планами бизнесменов на 2019 год относительно их сотрудников: кто намерен сокращать, кто нанимать, обучать, мотивировать…
Главные беды России – бюрократия и реформаторство
О чём говорят бизнесмены
Вот основные итоги опроса.
23% работодателей планируют сокращать сотрудников в 2019 году. Лидеры – категории «медиа и маркетинг» и «продукты питания». Аутсайдеры, то есть те, кто не собирается избавляться от персонала, – «услуги для бизнеса». Кстати, довольно интересно – стало быть, наш бизнес вполне в состоянии платить за b2b-услуги: консалтинг, юридическое и бухгалтерское сопровождение, даже за, прости господи, тренинги.
18% опрошенных надеются, наоборот, расширить штат. Учитывая низкое статистико-социологическое качество опроса, можно уверенно говорить о том, что нет никакой тенденции «массовых увольнений», а есть обычное броуновское движение рынка: кто-то сокращается и закрывается, кто-то захватывает освободившиеся ниши и растёт.
Фото: Jirsak/ Shutterstock.com
Четверть работодателей впервые введут или существенно обновят систему KPI (ключевых показателей эффективности). Подозреваем, что это примерно те же люди, которые стремятся сократить персонал. Дело в том, что в России KPI вводят или обновляют почти исключительно в кризисный для предприятия период. Просто потому, что если всё идёт хорошо, то незачем что-то менять в этой системе: «работает – не трогай».
33% ответивших займутся обучением сотрудников (ага, вот они, «услуги для бизнеса»). Это очень много – всё-таки предприятия стараются брать более-менее готовых специалистов. К сожалению, наше образование даёт сейчас очень слабую базу, так что реальное обучение всё равно приходится проходить во время работы.
Чем занять людей, которых выбросят с работы новые технологии?
20% подумывают об открытии новых направлений деятельности. У диверсификаций причины бывают двоякими: иногда это попытка спасти тонущий бизнес, иногда – перспективное вложение избыточных доходов.
Конечно, обещать не значит жениться, а хочешь насмешить сотрудников – расскажи Работе.ру о своих планах. Тем не менее сокращения почти на четверти предприятий – звучит жутковато. Но так ли страшен чёрт, как его малюют?
Бизнес – не госслужба
Мы, слава Богу, не в Советском Союзе, где основным положительным качеством работника считались молчаливость и преданность. Сколько ни ругай «мир чистогана», но ориентированность частного бизнеса на прибыль позволяет компетентным и энергичным сотрудникам чувствовать себя более-менее уверенно. Здравые люди не увольняют ключевых специалистов. А приобретя какую-никакую репутацию в своей сфере, такой человек и в случае краха фирмы имеет очень неплохие шансы найти новую работу.
Да, есть и интриги, и кумовство, и банальная глупость, но в целом на низовом уровне дела обстоят именно так. Конечно, чем завиднее посты, чем выше зарплаты, тем больше отрицательных моментов, особенно в государственных корпорациях. А уж если от корпораций мы перейдём к организациям, ситуация окажется диаметрально противоположной.
Фото: www.globallookpress.com
В государственных, региональных и муниципальных службах, увы, далеко не так часто попадаются руководители отделов, департаментов, организаций, искренне болеющие за своё дело и подыскивающие высококлассных специалистов. На все сколько-нибудь хлебные должности трудоустраиваются благодаря родственным связям или хорошим знакомствам. Это не всегда означает, что такой «позвонок» (то есть трудоустроенный «по звонку» свыше) – некомпетентный сотрудник, но когда нанимают не за деловые качества, а за что-то иное, эффективность неминуемо снижается.
Между олигархами и нищими: Особенности среднего класса в России
20 лет назад, 10 лет назад
Дело в том, что наше госуправление – атавизм советского подхода, о кадровой целесообразности и эффективности здесь практически не задумываются. А вот бизнес сделал свои выводы намного раньше – в конце 1990-х.
Да, советскую кадровую систему сломал не 1991-й и не 1993 год. Многолетняя инерция была слишком сильна, чтобы ее победила банальная смена вывески. Конечно, в начале-середине девяностых позакрывалось много предприятий, миллионы людей оказались на улице, но даже среди руководства выживших предприятий мало кто задумывался об эффективности персонала – дальше чем об экономии на зарплате мысль не шла. И лишь 1998 год с его коварным дефолтом посреди определённой стабильности (народ попривык и к рыночным отношениям, и к высокой инфляции, и к торговле вместо производства), наконец, заставил радикально пересмотреть отношение к рекрутингу и управлению кадрами.
Правда, тучные двухтысячные несколько расслабили работодателей, но в 2008-2009 годах вынужденный переход на мышление «качеством, а не количеством» был завершён. Автору этих строк довелось тогда с двумя коллегами сменить коллектив, состоявший из 11 человек, и должен признаться, что мы при том же объёме работы, какой был у наших предшественников, не особенно перенапрягались. Сейчас найти такие сладкие места в частном бизнесе крупных городов практически нереально.
Фото: www.globallookpress.com
Вместо отрубленной головы вырастет новая
Постепенное сокращение числа сотрудников, требуемых для выполнения тех или иных задач, – объективно неизбежная реальность, которой, между прочим, не одна сотня лет. Автоматизация всевозможных процессов, от глубинного бурения до корректирования текстов, приводит к высвобождению рабочей силы. Сколько ни тверди про социальную роль бизнеса, себе в ущерб держать уже ненужных людей, согласитесь, как-то нелогично – в конце концов, от этого страдают действительно необходимые сотрудники.
Поэтому сокращения были, есть и будут.
Столичный малый бизнес: Успехи и проблемы роста
Компенсацией высвобождения рабочих рук должно становиться открытие новых предприятий, освоение новых сфер человеческой деятельности. Это особенно актуально для России, страны особо рискованных стартапов, где многие просто боятся открывать своё дело. Но у нас есть масса льгот для нового бизнеса, есть налоговые каникулы, есть особые экономические зоны. Так что, несмотря на сокращения, всплеска безработицы не будет. Среди ста сокращённых обязательно найдутся двое предприимчивых, которые создадут новые предприятия и наберут к себе остальных. А потом, глядишь, ещё и выдавят бывшего работодателя с завоёванных им позиций: такое происходит сплошь и рядом. Так что с сокращения жизнь зачастую только начинается.
А рецепт того, как вообще избежать сокращения, тоже общеизвестен. Будьте лучшими в своём деле, одинаково уважительно относитесь к руководству, коллегам и подчинённым, читайте профессиональную литературу, учитесь у старших, делитесь опытом с младшими – и никто вас не тронет. Разве что для того, чтобы повысить в должности и зарплате.