Эксперт о словах Лукашенко по развертыванию группировки: "Давайте сначала дождёмся"
Богдан Безпалько прокомментировал обещание президента Белоруссии развернуть на западных границах Союзного государства совместную с Россией воинскую группировку.
Накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что он договорился с российским коллегой Владимиром Путиным о развертывании совместной региональной группировки войск «в связи с обострением на западных границах Союзного государства».
По его словам, формирование группировки уже началось и идет в течение нескольких дней, а ее основой станут вооруженные силы Белоруссии.
Это будет не одна тысяча человек,
— подчеркнул Лукашенко.
По стечению обстоятельств заявление главы РБ прозвучало в день, когда Россия нанесла массированный ракетный удар по объектам военной и энергетической инфраструктуры Украины, из-за чего многие восприняли посыл Лукашенко как готовность Белоруссии вступить «в игру» прямо сейчас.
Однако слова Лукашенко связаны не только с угрозами Киева нанести удары по территории Белоруссии, но и опасностью, которая сулит суверенитету республики группировка НАТО у ее границ.
На Украине на слова Лукашенко отреагировали ожидаемо нервно: глава офиса Зеленского Андрей Ермак пригрозил белорусскому президенту масштабными последствиями такого решения, но после его выступления свой пост почему-то быстро удалил.
Чем объяснить внезапный приступ паники «серого кардинала» и каковы шансы на то, что обещания Лукашенко воплотятся в действительность в комментарии «Царьграду» рассказал член Совета при президенте России по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.
По его словам, развертывание группировки войск — это хороший знак, потому что даже просто угроза удара со стороны Белоруссии позволит оттянуть на себя какое-то количество вооруженных сил и военных ресурсов Украины вдоль границы. Однако повод для оптимизма появится только после реализации этого решения на практике.
Проблема только в том, что очень часто у белорусского руководства слова — это одно, а реальные действия — другое. Давайте дождемся создания этой группировки и соответственно ее размещения вдоль границы с Украиной,
— предложил Безпалько.
Эксперт считает, что Белоруссия и до этого могла бы оказывать России более действенную помощь в проведении спецоперации на Украине, не вступая напрямую в боевые действия. К примеру, развернув для российской армии военно-полевые госпитали и/или отправив мирную технику, которая была бы задействована во фронтовой логистике.
«Те же грузовые машины часто становятся жертвой номер один для диверсионно-разведывательных групп и для ударов артиллерии. А ведь это логистика. При этом у Белоруссии достаточно большие возможности по производству таких автомобилей, тех же МАЗов, которые последние восемь лет перед началом спецоперации Белоруссия продавала Украине», — указал Безпалько.
Своя военная техника, по его словам, в республике также имеется —ракетные системы залпового огня «Полонез» белорусского производства, которые предназначены для высокоточного поражения открыто расположенной и укрытой живой силы и бронированной военной техники на расстоянии до 300 километров.
«Ну вот где они? Может быть, Белоруссия их бы задействовала? Может быть, она бы их продала или просто предоставил России? Ведь руководство республики постоянно требовала от Москвы поставок самого современных вооружений по внутренним российским ценам. А эти цены существенно отличаются от мировых на рынке вооружений. Хотелось бы видеть какую-то взаимность. Мы ждем от Белоруссии не только заявлений, но и действий. Не только риторики, но и каких конкретных шагов, которые подкрепят наше общее будущее, наше Союзное государство и союзничество в целом», — отметил Безпалько.
Что касается рисков для Белоруссии со стороны Запада и ближайших недружественных соседей в случае ее вступления в СВО, эксперт оценивает их как незначительные:
В плане политического или экономического давление участие РБ в российской спецоперации почти никак не отразится, потому что республика и так находится под санкциями. Но опираясь на Россию она может выдержать любое давление, потому что у сильного союзника есть ресурсы, энергетика, армия, которые могут защитить Белоруссию и предоставить ей все возможности для развития.
Та же ситуация складывается и с точки зрения военной безопасности, считает Безпалько. В случае возникновения угроз Россия просто «возьмет под свое крыло» Белоруссию, не дав ее в обиду.
При этом он выразил уверенность, что ни Польша, ни страны Балтии не представляют существенной военной опасности для Союзного государства:
«На самом деле Прибалтика — это скорее плацдарм, который предназначен скорее для того, чтобы нанести удары по России и погибнуть, потому что ни ВС самих прибалтийских государств, ни находящиеся там контингенты не представляют из себя какой-то значимой военной силы и будут с неизбежностью уничтожены в случае военного конфликта.
Их задача — просто задержать российскую военную машину. Что касается Польши, то угроза от нее исходит не столько в сторону Белоруссии, сколько в сторону Калининградской области, которая приставляет из себя закрытый эксклав. Вот здесь есть опасность выхода конфликта на новый уровень, который может сопровождаться применением новых типов вооружений».
Но и здесь, подчеркивает Безпалько, Белоруссия может стать плацдармом, в том числе и для нанесения ядерных ракетных ударов по ее территории.
Именно по этой причине Прибалтика и Польша скорее всего проявят толику благоразумия и воздержатся от опасных военных провокаций:
Я надеюсь, что у западных стран и их восточных союзников с высокой степенью безумия возобладает рациональное начало и они не будут вмешиваться в конфликт на стороне Украины напрямую, потому что это может привести к неконтролируемой эскалации,
— заключил эксперт.