Исламистский терроризм проник в Армению
Армянский исламист, убивший русского солдата в Гюмри, приговорен к 22 годам лишения свободы. Не слишком ли активно проникают щупальца терроризма в государство с одной из древнейших христианских историй?
Двадцать два года лишения свободы – такой приговор вынесен жителю армянского Степанавана Арману Джанджугазяну, обвиненному в убийстве российского военнослужащего в г. Гюмри на севере Армении. Об этом со ссылкой на суд общей юрисдикции Ширакской области республики сообщило РИА «Новости».
Приговор кажется справедливым и адекватным. Но одно обстоятельство привлекает к нему повышенное внимание общественности. Дело в том, что Джанджугазян - исламист. Самый настоящий, согласовывавший свои действия с представителями запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Об обстоятельствах, причинах и последствиях этого преступления размышляет известный армянский политолог Ашот Гарегинян.
Россия раскрыла секрет терроризма
Дело было принято к производству 26 декабря прошлого года. Правовым основанием для обвинения послужили п. 13 ч. 2 ст. 104 УК РА (Убийство по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти либо религиозного фанатизма) и ч. 4 ст. 235 УК РА (Незаконное ношение холодного оружия). За первое преступление Джанджугазян получил 20 лет, а за второе – ещё 2. Максимальный приговор по указанным статьям предусматривает пожизненное заключение. Однако, по-видимому, суд счел достаточным и 22 года тюремного заключения.
Жертвой Армана Джанджугазяна стал военнослужащий дислоцированной в Гюмри 102-й российской военной базы Дмитрий Ялпаев. Вследствие нападения, имевшего место 22 апреля 2017 года, он скончался на месте от геморрагического шока, получив восемь колото-резаных ран в области шеи, спины и головы. Следствие располагает данными о том, что удары ножом Джанджугазян нанес Ялпаеву по мотивам религиозной ненависти и при содействии неустановленных лиц, представившихся членами «Исламского государства». Связь обвиняемого с ИГИЛовскими активистами (посредством Интернета) до того не отрицал и начальник Следственного управления Службы национальной безопасности Армении Микаэл Амбарцумян. По его словам, Джанджугазян, постоянно проживая в Греции, в 2014 году принял ислам, после чего начал знакомиться с деятельностью ИГИЛ. Представитель СНБ заявил, что обвиняемый совершил преступление по собственной инициативе, однако получил через Интернет одобрение лиц, выступающих от имени членов ИГ, сообщает РИА «Новости».
Фото: www.globallookpress.com
Между прочим, по данным Следственного комитета РА, еще в январе прошлого года у 21-летнего тогда Армана Джанджугазяна были диагностированы аффективная неустойчивость, расстройство личности и эпилепсия. Точнее формулируя – «органическое расстройство личности с признаками аффективной неустойчивости и склонностью к членовредительству, парциальная эпилепсия», как указано в справке, утвержденной в январе 2017 г. Центральной военно-врачебной комиссией (ЦВВК) Министерства обороны Армении.
Однако весь этот «джентльменский набор» не помешал в 2016 году призвать неиставого степанаванца в армию - освобождения от службы по инвалидности он, судя по всему, не получил. А в армии упомянутые недуги проявились в виде совершённых им в ходе службы нескольких актов членовредительства. После чего парня направили на обследование в психиатрическое отделение Ереванского гарнизонного госпиталя. В итоге, по сообщению пресс-службы Следственного комитета, он был признан «ограниченно вменяемым, негодным к прохождению военной службы в мирное время и демобилизован приказом министра обороны».
США готовят удар по России и Ирану из Закавказья
Можно предположить, как после этого экзальтированный молодой человек с расстроенной психикой быстро подпал под влияние ИГИЛовских проповедников. Которые, надо полагать, обстоятельно разъяснили ему, как, а главное – во имя чего надлежит постоянно уничтожать «неверных». Честно говоря, я даже сомневаюсь, что этого «армянского шахида» по-прежнему зовут Арман Джанджугазян. С новыми единоверцами он явно общается как Хусейн или Абу-Фархад.
Но тут, пожалуй, примечательнее другое: если он действительно проживал в Греции, где принял ислам (странно – в православной стране-то!), то для чего он потом вернулся в Армению? Был командирован для выполнения «спецзадания»? Почему та же СНБ и другие правоохранители не присмотрелись к такому редкому – пока – для Армении явлению, как армянин, добровольно ставший сыном ислама? Не побеседовали, в конце концов, с его родными на предмет органического расстройства личности и эпилепсии? И как это, грубо говоря, эпилептик получает свободный доступ к Интернету, по которому общается с исламистскими радикалами, получая от них установки к действию?
Фото: www.globallookpress.com
Вопросы вовсе не риторические, знаете ли.
Армейские дела
Развернутая в «северной столице» Армении городе Гюмри 102-я российская военная база несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. Это подразделение сохранится на территории Армении по меньшей мере до 2044 года: в рамках заключенной 20 августа 2010 года межгосударственной договоренности между РФ и РА о продлении срока действия договора о размещении базы. Что наверняка сильно раздражает сторонников более тесного сближения Армении с Западом, нежели с Россией, которые настаивают на выводе 102-й базы с армянской территории и на её замене аналогичным НАТОвским подразделением.
Кто помог Пашиняну, и куда он приведет Армению?
По данным портала Eurasianet, на 102-й базе размещено около 5 тысяч российских военнослужащих. В Армении время от времени озвучивается недовольство постоянным присутствием столь значительного воинского контингента другого государства – пусть союзника и партнера, но всё-таки другого. Всплеск антироссийских настроений имел место в 2015 году – после дикого случая, фигурантом которого оказался солдат-срочник Валерий Пермяков.
Уместно, думается, напомнить: в январе 2015-го он самовольно покинул территорию 102-й военной базы, причем с оружием. И направился к турецкой границе (с какой целью, он внятно объяснить на суде так и не смог; а может, не захотел). Блуждая по Гюмри, Пермяков забрался в дом местных жителей Аветисянов и убил шестерых членов семьи, а шестимесячного Сережу тяжело ранил штык-ножом от АКМ; несколько дней спустя ребенок, несмотря на отчаянные усилия медиков, скончался в больнице.
Фото: www.globallookpress.com
Пермякова пограничники задержали уже на границе. По итогам проходившего в Гюмри судебного разбирательства, затянувшегося более чем на полтора года, в ходе которого, кстати, антироссийские настроения в обществе продолжали подогреваться, - суд 23 августа 2016 г. признал В. Пермякова виновным в убийстве семи человек и приговорил его к пожизненному заключению. А в мае 2017 года Министерство юстиции Армении передало осужденного российской стороне для отбывания наказания на родине.
Гибридная война в Армении
Гарегинян отмечает, что до самого последнего времени Армения слыла, можно сказать, «островком безопасности в неспокойном мусульманском окружении». Волны столкновений, годами сотрясающих Ближний Восток и Северную Африку, а с недавних пор затапливающие и Европу, до страны не докатывались. Порой, правда, «пограничники отлавливают неких экзальтированных субъектов из какого-нибудь Сенегала или Камеруна, подозрительно легко пересекающих территорию Турции до армянской границы и проникающих на территорию Армении». Мотивация: неудержимое стремление проникнуть в Европу, и почему-то непременно через Армению.
Пока такие посещения непрошенных путешественников носят единичный характер и воспринимаются в лучшем случае на уровне экзотики. «А поездки наших сограждан за рубеж, включая регионы с существенным проникновением исламского фундаментализма, пока вроде массово не приводили к их уходу от Христа к Аллаху «мейд ин ИГИЛ», рассказал армянский политолог. Однако, как отмечал Ульянов-Ленин, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. «Судя по последним событиям, упомянутые отвязанные радикалы уже держат на прицеле и наши горы. Необходимость рубить эти мерзкие щупальца не вызывает сомнений», - подытожил происходящее в стране Гарегинян.