Гвоздодер Лукашенко. Белоруссия пока не справляется с коррупцией
На протяжении всей своей карьеры Александр Лукашенко считается ярым борцом с коррупцией. Но если рэкетиров, воров и ОПГ в свое время успешно прижали к ногтю, то количество уголовных дел по статье о взяточничестве в стране год от года только растёт.
Почему так?
В конце прошлого года Александр Лукашенко провозгласил 2024-й год – Годом качества, пообещав окончательно расправится с коррупционерами.
"Мы дожмем. В будущий год - Год качества - мы заставим всех качественно работать. Кто хочет и кто не хочет. Ну а кто вор, жулик, проходимец… Никто церемониться ни с кем не будет. И будем публично называть фамилии и их "творения". Я имею в виду коррупционеров", - пообещал Лукашенко.
Отметим, белорусского президента сложно упрекнуть в неискренности, так как республику регулярно сотрясают громкие дела, в которых фигурируют фамилии директоров крупных предприятий, влиятельных бизнесменов, банкиров и видных чиновников.
Неприкасаемых нет
При этом "неприкасаемых" у Лукашенко действительно нет. Так, любой белорус помнит историю дружбы Александра Лукашенко с бизнесменом Юрием Чижом. Тот в своё время был приближен к президенту Белоруссии Глава государства доверял ему большие стройки. Вместе с президентом Чиж ездил на Олимпиаду-2014 в Сочи и участвовал в других неформальных мероприятиях с Лукашенко – например, помогал собирать урожай в его резиденции в Дроздах.
Однако олигарх был брошен в СИЗО и получил большой срок сразу же после того, как стало известно о том, что он выводил деньги из Белоруссии посредством фиктивной коммерческой структуры, созданной в Российской Федерации, а также обинение в неуплате налогов в особо крупном размере — порядка 12 миллионов долларов.
Ещё одним показательным случаем является арест в 2019 году замглавы Совета безопасности, а в прошлом начальника службы охраны президента Андрея Втюрина. Его также обвинили в коррупции. Того арестовали и судили за скромную по российским меркам взятку в 190 тысяч долларов, которую тот выпрашивал за протекцию иностранной фирме в госзакупке.
Подобных историй за продолжительный срок пребывания Лукашенко у власти наберутся десятки. Более того, история взаимоотношений Лукашенко с коррупционерами началась ещё до его первого президентского срока.
Ящик гвоздей как путь на Олимп
Так, в период с 1993 года по 1994 до избрания Александра Григорьевича в президенты, он был народным депутатом и возглавлял комиссию по борьбе с коррупцией.
Собственно благодаря ярким изобличениям его "антикоррупционной комиссии" Верховного Совета и обвинениям тогдашнего спикера парламента Белоруссии Станислава Шушкевича в злоупотреблении служебным положением, а в частности, в смешном по нынешним временам, обвинении того в том, что он присвоил себе ящик казённых гвоздей для ремонта собственной дачи. Собственно, благодаря этому Лукашенко и стал известным. Борьба с коррупционерами и запрос на справедливость вознесла его в кресло президента.
А что сейчас?
С тех пор сменилась целая эпоха, но Лукашенко продолжает бороться с коррупцией, признавая, что оно, как явление, в стране не искоренено.
"Коррупция - это ржавчина, которая разъедает не только экономику, но и общество, весь уклад, в котором мы живем, и который создали. Это унижение человека. И я не хочу, чтобы Белоруссия погрузилась в эту пучину", - говорит Лукашенко, отмечая, что в стране побеждена коррупция на низовом уровне, но в средних и верхних эшелонах власти, несмотря на все го предупреждения, меньше её не стало.
К слову, с отсутствием в Белоруссии коррупции на низовом уровне с Лукашенко согласны и его оппоненты, пожившие в России, и в особенности на Украине. Там они с удивлением для себя отмечали, что жили в Белоруссии, как у "Христа за пазухой", по существующим и чётко работающим законам, без того чтобы совать взятки на каждом шагу.
В Белоруссии практически невозможно откупиться от милиционера или гаишника, купить больничный, не нужно платить за поход к чиновнику в кабинет и другие само собой разумеющиеся для белоруса вещи. Белорусы воспринимают подобные поборы, как рэкет, жёстким мерами изжитый как явление в стране ещё в середине 1990-х.
Но одновременно с этим по данным Генпрокураторы в 2023 году в стране возросло количество учтенных коррупционных преступлений (с 1076 до 1253). Значительно больше выявлено фактов взяточничества (статьи 430–432 Уголовного кодекса, с 460 до 673). С одной стороны – это результат работы правоохранительных органов, с другой – явные недостатки в предупредительной деятельности государственных органов и организаций.
По этой причине обещание Лукашенко победить коррупцию за один Год Качества всё же выглядят как нереализуемое.
При этом в 2020-м году Белоруссия занимала 63 место в рейтинге восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI), а сейчас опустилась на 91-е место. Для сравнения, в 2023-м году Украина заняла в нём 116 место, а Россия — 137-е.
Миссия невыполнима
Коррупция – явление общемировое. Взять для примера Китай. Несмотря на строгую дисциплину среди местных чиновников и даже наличие публичных казней за коррупцию, побороть возможность контролировать неформальные связи и неформальные финансовые потоки государство никогда не может. Однако частично решить эту проблему сейчас помогает процесс автоматизации принятия решений, посредством таких порталов, как Госуслуги.
Автор: Александр Петров