Цены на бензин в России могут взлететь в 1,5 раза
Стремительный рост цен на нефть в России может получить новый импульс. Причем, по принципу "одно лечим, другое калечим".
В крупнейшей отечественной нефтяной компании "Роснефть" заявили, что так горячо обсуждаемая отмена экспортной пошлины на нефть снимет последние защитные барьеры с внутреннего рынка и приведет к росту цен на бензин, как минимум, в 1,5 раза. Добавим к этому идеи о маневрировании между пошлинами и НДПИ, а также взаимные нападки структур, вовлеченных в данный процесс.
Тема с ростом цен на нефть стала одним из наиболее значимых новостных трендов, обсуждаемых буквально всеми – от крупных нефтяников до рядовых граждан, по карманам которых также был нанесен весомый удар. Маховик начал раскручиваться с решения американского Белого дома о введении нового пакета антироссийских санкций, которые в апреле обрушили отечественный фондовый рынок и утянули вниз курс рубля.
Китай начал экспансию юаня на Дальний Восток России
Тогда ЦБ приступил к скупке валюты на внутреннем рынке (и продолжает это делать сейчас, объявлено о предстоящих новых рекордах по переводу допдоходов от нефти в доллары и евро), и курс российской национальной валюты продолжил из-за этого тонуть, едва оправившись от санкционного шока. При этом мировые цены на нефть зафиксировались около максимумов с конца 2014 года.
Как следствие, серьезно вырос экспортный паритет в "нефтянке" – топливо стало гораздо выгоднее гнать на экспорт, чем продавать на внутреннем рынке. Крупные компании стали выводить объемы бензина и дизтоплива с биржи, что привело к возникновению дефицита. Однако не стоит забывать и о фискальной нагрузке на отрасль, которая оказалась в буквальном смысле между молотом и наковальней. Частные продавцы бензина, например, пострадали даже сильнее крупных компаний – они вынуждены были продавать топливо не только по повышенной цене, но и себе в убыток.
Прокрустово ложе пошлин: Не лишимся защиты для рынка?
Накануне "Роснефть" заявила о поддержке инициативы Кабинета Дмитрия Медведева о временном снижении ставки акцизов, чтобы стабилизировать ситуацию на российском топливном рынке. В то же время в компании предупредили, что данная мера на самом деле не будет эффективной и не решит проблемы в сфере переработки.
Фото: www.globallookpress.com
Профильными ведомствами также обсуждается предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин. В "Роснефти" считают, что отмена пошлин приведет к окончательному выравниванию внутренних и мировых цен, а это означает не что иное, как рост цен на внутреннем рынке в 1,5 раза. В компании пояснили, что сейчас эти денежные сборы выступают в роли защитного механизма для внутреннего рынка. Теперь же предлагается и вовсе идти с открытым забралом.
"Роснефть" при этом считает, что чрезмерное налоговое обременение серьезно давит на экономику переработки. Это приведет, как полагают в компании, к серьезным потерям для российских НПЗ: сейчас они теряют по 3 тыс. рублей на тонну дизтоплива и до 7 тыс. рублей на тонну бензина марки Аи-92.
Правительство с начала 2015 года "маневрирует" в налогах: в 2017 году должен был завершиться маневр, предусматривающий обнуление экспортных пошлин на нефть с одновременным ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По задумке Кабмина, это снизило бы пошлины на 30%. В 2016 году Минфин явно продемонстрировал нежелание маневрировать в этом направлении и предложил полностью обнулить пошлины, подняв соразмерно НДПИ, что превратило бы в налогооблагаемую базу всю добытую в России нефть.
При этом как для экспертов рынка, так и для самих нефтяников пока остается непонятным, куда приведет это маневрирование. Его опасность, отмечают они, состоит в отсутствии последовательности – все обсуждения еще продолжаются. В то же время Минфин, Минэнерго и Минэкономразвития, наконец, выработали единую позицию о поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть в 2019-2020 годах.
Фото: www.globallookpress.com
Аналитики отметили и здесь наличие некой путаницы, потому что хотя все игроки рынка, профильные ведомства и органы согласны, параметры маневра и расчеты его последствий пока не произведены. А ведь это стало бы только первым этапом, за которым должны последовать и бюрократические моменты, связанные с закреплением договоренностей на бумаге. Не будем забывать при этом, что ситуация как на мировом, так и на внутреннем рынке нефти едва ли даст достаточно времени. Которое, впрочем, тоже могут оплатить автолюбители.
Идеи есть. Нужна воля
Совершенно очевидно, что профучастники российского топливного рынка и даже рядовые потребители не станут долго терпеть нынешнюю ситуацию с ростом цен. Аналитики "Царьграда" ранее предупреждали, что рынок всегда "немного запаздывает". По их мнению, в апреле удар санкциями США по топливному рынку почти не ощущался – торговцы обратились к запасам и реализовывали топливо на АЗС по старым ценам.
Однако сейчас ситуация стала резко усугубляться – запасы близятся к концу. Так, с 20 мая по 27 мая цены на бензин в Москве выросли почти на рубль. Стоимость литра бензина марки Аи-92 достигла 42,76 рубля, Аи-95 - 45,4 рубля. По России же средняя цена выросла до 40,76 и 43,6 рубля соответственно.
Вас ведь предупреждали? ЦБ обвинил нерезидентов в обвале рубля и фондового рынка
На переходящую в лихорадку панику на рынке последовала реакция – в конце мая прошло совещание у вице-премьера Дмитрия Козака, на котором как раз и было принято решение о снижении с 1 июня акцизов на бензин на 3 тыс. рублей, а на дизтопливо – на 2 тыс. рублей. Аналитики рынка уже высказывались скептически, называя эту меру актуальной, однако совершенно недостаточной.
Понимающий это пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев сразу после совещания у господина Козака пояснил, что в ответ на снижение акцизов нефтяные компании со своей стороны готовы временно жестко ограничить экспорт нефтепродуктов, чтобы стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Вместе с тем, он призвал не "валить с больной головы на здоровую", то есть не обвинять во всем лишь нефтяников, которые испытывают налоговое давление в переработке.
Представитель "Роснефти" добавил, что в основе нынешней ситуации лежит фискальная модель, которая провоцирует экспорт при дискриминации переработки. Леонтьев отметил, что ответственность за ситуацию с ростом цен на бензин лежит не на компаниях, а на фискальных органах и властях, которые не приняли вовремя необходимых мер.
С Леонтьевым согласен и президент Независимого топливного союза Павел Баженов, который днем ранее, чем состоялось совещание у Козака, оценил эффективность возможных мер по удержанию цен.
Фото: www.globallookpress.com
"Какое-то сдерживание цен может принести свой результат, но впоследствии оно приводит к новым, более страшным проблемам", - отметил Баженов, добавив, тем не менее, что все рычаги для снижения цен имеются у властей.
"Начнем с того, что в литре любого топлива, будь то бензин или дизель, около 60% - налоговая нагрузка, причем это налоги, которые напрямую сидят в цене. Это НДПИ, это акциз и это НДС", - заключил специалист.
Таким образом, ситуация, по всей видимости, накалилась до той точки кипения, когда нужны всесторонние меры как со стороны властей, налоговых органов, так и со стороны компаний. Рядовым потребителям остается лишь наблюдать за тем, отсекут ли внутреннему рынку "голову " на своеобразном "прокрустовом ложе", снизится ли налоговая нагрузка и не заведёт ли фискальное маневрирование в тупик.