Белорусские вертолеты в Польше. Что стоит за показательной истерикой Варшавы
Вечером 1 августа из Варшавы начали раздаваться алармистские заявления. МИД Польши выпустил гневную реляцию о том, что два белорусских вертолёта якобы нарушили воздушное пространство страны. Минобороны страны тут же окрестило данную ситуацию провокацией и «наябедничало» на Белоруссию в НАТО.
Официальный Минск в ответ указал на отсутствие данных объективного контроля и назвал обвинения Польши сформулированными в стиле «одна бабка сказала».
Одновременно многие аналитики обратили внимание на еще одну странность. Изначально, когда жители Беловежи в Подляском воеводстве заметили вертолёты, в оперативном командовании Польши всех успокоили: полёты были запланированы, поводов для беспокойства нет. «Нарушение» границы решили «заметить» гораздо позже, сделав это максимально громко.
Но что стоит за истерикой Варшавы?
Усиление границы
Как заявил замминистра обороны Войчех Скуркевич в эфире Польского радио, после инцидента состоялось заседание комитета по вопросам безопасности, а вооруженные силы Польши получили специальные распоряжения.
Без сомнения, это провокационные действия, нацеленные на восточный фланг НАТО и Польши. Мы, конечно, сообщили об этом инциденте штаб-квартире НАТО,
– подчеркнул Скуркевич.
Он добавил, что ответные действия Польши «будут адекватными потенциальным угрозам», а власти страны распорядились еще больше усилить воинский контингент на границе с Белоруссией. Напомним, что ранее перемещение в РБ ЧВК «Вагнер» стало для Варшавы поводом дислоцировать военно-инженерный батальон вблизи с белорусской границей, а также отправить туда две бригады военных и порядка 200 единиц военной техники.
В Минобороны Белоруссии уверены, что обвинения в нарушении границы вертолетами сделаны польским военно-политическим руководством именно для очередного оправдания наращивания сил и средств у белорусской границы.
Аналогичного мнения придерживается руководитель российского Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич. В интервью белорусским СМИ он отметил, что "любое непропорциональное подведение вооруженных сил, развернутых в боевом положении на границе" - это эскалация и возможное вторжение. В таких обстоятельствах любое государство будет на это реагировать.
А Польша просто ищет оправдание, почему она это делает,
— сказал Клинцевич, подчеркнув, что Минск сам никогда не угрожал Варшаве.
«Плюшки» от НАТО
Одна из версий, которой придерживается ряд аналитиков, звучит так: весь информационный шум со стороны Польши является лишь поводом выпросить у НАТО дополнительные силы и технику для усиления собственной армии.
Вместе с тем США к неудовольствию Польши ответили на инцидент с белорусскими вертолётами весьма сдержанно.
Официальный представитель Пентагона Пэт Райдер дал понять, что НАТО не будет реагировать на вброс про «нарушение границ белорусскими вертолетами».
Сейчас нечего объявлять о каких-либо дополнительных изменениях в составе сил НАТО. Вы знаете, когда дело доходит до польской обороны, я бы отослал вас к Министерству обороны Польши,
— заявил он, добавив для блезира, что в Вашингтоне, конечно, очень серьёзно относятся к безопасности альянса и продолжают сотрудничать с союзниками, чтобы гарантировать «безопасность каждого квадратного дюйма НАТО».
К слову, аналогичная прохладная реакция Вашингтона в свое время последовала на попытки поляков поставить в вину России попадание украинской ракеты в трактор и гибель двух жителей, чтобы ввести в действие 5-ю статью НАТО о коллективной обороне.
Инстинкт самосохранения, по всей видимости, не позволяет Вашингтону связываться ни с ядерной державой Россией, ни с Белоруссией, которая с недавних пор стала «хранителем» российского ТЯО.
Что с того?
Обольщаться «здравомыслием» Вашингтона вряд ли стоит. Его подопечная Польша активно собирает, по выражению политика и публициста Николая Старикова, «"картотеку поводов", несуществующих "вин" Белоруссии». И если команда на эскалацию от американцев все же поступит, вуа-ля — прокачанный casus belli уже готов, общественность «прогрета» до нужной температуры.
В этом свете и дислокация «вагнеровцев», и размещение российского ядерного оружия в Белоруссии представляется весьма своевременным решением.