Балканский капкан для Евросоюза
Брюссель ждет от Албании и Македонии "демократических преобразований" для вступления в ЕС
Европейский Союз готовится к первому с момента Brexit расширению. Нет, о жаждущей стать новым членом "европейской семьи" Украине даже и близко речи не идет. А вот Албания и Македония теперь стали субъектами переговоров по вопросу вступления к ЕС.
Как заявила накануне верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, Евросовет по рекомендации Еврокомиссии принял решение начать переговоры с Тираной и Скопье об их присоединении к Евросоюзу.
По ее словам, обе страны должны сделать своим приоритетом проведение реформ в области верховенства права, развития демократических институтов и прав человека.
Балканская стратегия Евросоюза
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер выразил уверенность, что Западные Балканы должны стать частью единой Европы. В противном случае регион может быть втянут в новую череду военных конфликтов.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Фото: www.globallookpress.com
Если мы не будем открыты для стран в этом крайне сложном и трагическом регионе, если мы не откроем для них европейскую перспективу, мы увидим, как война возвращается на эту территорию, как мы видели в 1990-х", - заявил еврокомиссар.
6 февраля 2018 года после поездки еврокомиссара по вопросам политики соседства и переговорам по расширению Евросоюза Йоханнеса Хана в Белград и Подгорицу Евросоюз официально принял стратегию расширения за счет принятия в свой состав шести балканских стран – Сербии, Черногории, Албании, Македонии, Боснии и Герцеговины, а также частично признанного Косово. Процесс рассчитан до 2025 года. За это время все имеющиеся конфликты между странами-кандидатами на присоединение к ЕС должны быть улажены. Также страны должны провести целый ряд политических и экономических реформ.
"Президент" Косово угрожает Евросоюзу
Черногория – наиболее вероятный кандидат
На сегодняшний день ближе всех к вступлению в ЕС находится Черногория, которая ещё в декабре 2010 года получила статус страны-кандидата, а 29 июня 2012 года начала переговоры с Евросоюзом о присоединении. Одержавший 15 апреля 2018 года победу на президентских выборах лидер "Демократической партии социалистов Черногории" (ДПСЧ) Мило Джуканович, который уже привел страну в блок НАТО, пообещал добиться евоинтеграции Черногории в течение ближайших пяти лет до окончания своих президентских полномочий.
Президент Черногории Мило Джуканович. Фото: www.globallookpress.com
Сербия: евроинтеграция в обмен на национальную самобытность
Сложнее процесс переговоров с Евросоюзом идет у Сербии, от которой Брюссель требует полного отказа от незаконно отторгнутого Косово. Несмотря на соглашательскую позицию части сербской элиты, общество и Сербская православная церковь категорически не приемлют такого подхода и считают необходимым восстановление территориальной целостности страны и возвращения исконно сербской земли под контроль Белграда. Союзником в этом они видят набирающую силу братскую Россию.
С большой долей уверенности можно сказать, что вступление Сербии в ЕС приведет к упадку духовной жизни и отстранению от нее народа, - считает сербский священник Миладин Митрович. - Население страны не только потеряет свою национальную самобытность, но и будет вынуждено принять ценности современной европейской цивилизации. Глобализация европейских государств ставит своей целью не пользу для каждого конкретного человека, а преследует интересы узкого круга мировой элиты".
Евросоюз использует Черногорию для давления на Сербию
Несмотря на то, что переговоры между Белградом и Брюсселем о вступлении Сербии в ЕС продолжаются с января 2014 года, скорой евроинтеграции Сербии ожидать не стоит. Ранее президент Александр Вучич говорил о возможном выполнении всех требований ЕС уже в 2019 году, однако, ввиду провоцируемого "западными партнерами" перманентного обострения вокруг Косово говорить о не самом благоприятном для Сербии компромиссе явно преждевременно.
Реформы для европейского Афганистана
Что касается Боснии и Герцеговины и Косово, то, несмотря на поданные заявки о вступлении в ЕС, они ещё не признаны кандидатами на вступление. В силу определенной специфики этих территорий и серьезной угрозы возобновления тлеющих межнациональных и межконфессиональных конфликтов процесс их принятия в ЕС может затянуться на долгие годы, пока кто-либо не преставится: или шах, или ишак.
Вместе с тем, Приштина не гнушается и откровенным шантажом, угрожая объединиться с Албанией в случае отказа во вступлении в ЕС, что будет чревато новым конфликтом на Балканах. Подобная риторика звучит и из Тираны, с которой Брюссель уже начинает диалог о присоединении к ЕС. В Европе, в свою очередь, выражают озабоченность уровнем коррупции, организованной преступности и наркотрафика, который имеет место в Албании, и требуют проведения реформ. А в западных СМИ открыто говорят о сращивании албанской правящей верхушки в лице премьер-министра Эди Рамы с мафией и наркоторговцами.
Разведение каннабиса - это многомиллиардный бизнес албанской мафии. Страна стала одним из главных производителей марихуаны благодаря коррупции, слабости правосудия и бедности", - отмечает немецкое издание BR24.
Македония: Евросоюз как угроза суверенитету
Наконец, остается ещё одна бывшая югославская республика, которая с 2005 года является кандидатом на вступление в ЕС, а с сегодняшнего дня - и участником переговоров. Речь идет о Македонии (официальное название в ООН – Бывшая югославская республика Македония). Эта страна также в начале 2000-х пережила серьезный внутриполитический и межэтнический конфликт с албанцами, которые по Охридскому соглашению 2001 года фактически получили автономию и в настоящий момент остаются провоцирующей конфликты силой. Именно албанское меньшинство являлось движущей силой протестов весны 2017 года, которые привели к формированию прозападного правительства во главе с лидером Социал-демократического союза Македонии (СДСМ) Зораном Заевым.
Однако на сегодняшний день главной проблемой Македонии, препятствующей вступлению в ЕС, является позиция соседней Греции, которая едва ли не в ультимативном порядке требует от Македонии отказаться от собственного названия. Дело в том, что Македония – это ещё и историческая область Греции, и две страны не могут поделить между собой право считаться наследниками великой империи Александра Македонского.
Запад ликвидирует Македонию
Кроме того, Афины всерьез опасаются, что небольшая бывшая югославская республика Македония заявит о претензиях на греческую Македонию с центром в Салониках. В январе 2018 года Заев пообещал провести референдум по этому вопросу. В случае изменения названия Греция перестанет блокировать евроинтеграцию Македонии.
Правда, вслед за сменой названия по требованию внешних игроков может быть поставлен вопрос о десуверенизации и дефрагментации Македонии как таковой. К слову, этого с нетерпением ждут местные албанцы, смотрящие в сторону Тираны и Приштины и грезящие о создании на Балканах "великой Албании". Впрочем, еще не факт, что македонцы проголосуют за новое наименование своей страны. В стране продолжаются массовые акции противников смены названия в угоду Греции, которые обвиняют правительство Заева в измене национальным интересам Македонии.
Митинг в Афинах против названия государства Македония. Фото: www.globallookpress.com
Евросоюз и США поджигают балканский фитиль
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что Албании и Македонии, несмотря на проявленное к ним внимание со стороны Могерини, вряд ли в ближайшее время светит членство в Евросоюзе. Слишком большая головная боль для Брюсселя, который, несмотря на красивые заявления, явно неспособен взять на себя ответственность за распутывание того сложного клубка межэтнических, межрелигиозных и клановых взаимоотношений и противоречий, который сложился в западной части Балканского полуострова.
В то же время многие необдуманные шаги, которые зачастую делают в Брюсселе из евроатлантической солидарности с Соединёнными Штатами, способствуют лишь дестабилизации ситуации в регионе. Как и сто лет назад, Балканы сегодня остаются все тем же пресловутым "пороховым погребом Европы", для воспламенения которого достаточно небольшой искры или неосторожно поднесенной к фитилю зажигалки.