Авиаэксперт: Индонезия скрывает причины трагедии с Boeing 737
Самолёт авиакомпании Lion Air потерпел крушение и затонул около индонезийского острова Ява. По разным данным, на борту находились от 185 до 189 человек. Все они погибли. Трагедия в Индонезии заставляет нас в очередной раз задуматься о безопасности полётов. С какими проблемами сталкивается современная авиация?
Предсмертное селфи. На нём перепуганные пассажиры Boeing 737 в кислородных масках. Позже станет известно, что на борту находилось, по разным данным, от 185 до 189 человек. Лайнер пропал с радаров через 10 минут после взлета. Выживших нет, все пассажиры Boeing 737 погибли. Сухой официальный отчёт – всё, что известно об индонезийской трагедии.
Вопросов пока больше, чем ответов. И главный из них: что произошло с лайнером, полёт которого из Джакарты на Суматру прервался в Яванском море?
Спасая жизни 189 человек, экипаж индонезийского Боинга пытался вернуться в аэропорт. Фото и видео с места крушения
Эксклюзивный комментарий телеканалу «Царьград» дал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:
«Катастрофа в Индонезии произошла в простых метеоусловиях - природа не угрожала лайнеру. Однако самолет оказался не там, где ему положено, а на дне океана. Самолет взлетел, и практически сразу после взлёта командир корабля сообщил на землю о принятом решении возвратиться назад в Джакарту, в аэропорт вылета. Подобные решения командир корабля принимает тогда, когда нет никакой возможности продолжать полёт. Очевидно, произошло всё настолько скоротечно и катастрофично, что у командира корабля не нашлось даже доли секунды, чтобы нажать на кнопку радиопередатчика, чтобы сообщить о внештатной ситуации».
Что случилось с самолётом вблизи острова Ява, остаётся трагической загадкой. Boeing 737 MAX 8 – абсолютно новый лайнер, авиакатастрофа в Индонезии стала для него первой. Эксплуатация крылатой машины началась всего год назад. С тех пор в очередь на его приобретение выстроились многие страны мира, в том числе и Россия.
Фото: Alhim/shutterstock.com
Господин Смирнов считает, что неисправность лётного судна – наименее вероятная версия трагедии. «Самолет – это сложнейший механизм. У него, конечно, могут быть какие-то недостатки. Но этот самолет новый, с августа он эксплуатируется – совсем юное воздушное судно, - указал пилот. - Лайнер учёл недостатки всех предшествующих моделей: стал более экономичным и, что важно, более безопасным. Многие авиакомпании мира хотят его приобрести. Индонезийцы оказались одними из первых».
Позже появилась информация, что на месте трагедии найдены топливные баки со следами взрыва. Однако официальных подтверждений этому пока нет. Более того, поведение индонезийцев Олег Смирнов назвал загадочным. От широкой общественности скрывается причина, по которой командир корабля принял решение вернуться в аэропорт вылета.
«Очень интересно ведет себя Индонезия, - отметил эксперт. - Она рассказала о том, что командир корабля связывался с ними по принятию решения о возвращении в Джакарту после взлёта, но никто не объясняет, чем мотивировал командир корабля этот возврат. Командир обязан сообщать на землю мотивы принятия решения относительно возвращения в аэропорт вылета. Почему молчат, непонятно. Можно только строить предположения. Это может быть взрыв, теракт. Индонезия – не очень спокойное место».
Фото: Olena Yakobchuk/shutterstock.com
Пролить свет на трагедию должны бортовые самописцы. Известно, что глубина, на которой находится лайнер, небольшая – 30-40 метров, а значит, обнаружить «чёрные ящики» не составит труда водолазам, работающим на месте происшествия.
Трагедия в Яванском море вновь заставляет задуматься, насколько сегодня безопасна авиация. Нашу страну едва ли можно отнести к самым безаварийным государствам. Крайняя и, как хочется верить, последняя российская авиатрагедия произошла 11 февраля. Пассажирский самолет Ан-148-100В российской авиакомпании «Саратовские авиалинии», который выполнял рейс Домодедово — Орск, потерпел крушение через четыре минуты после взлёта в Раменском районе Московской области. Погибли все, кто находился на борту — 65 пассажиров и 6 членов экипажа.
Вероятно, теракт: Топливный бак разбившегося в Индонезии самолета найден со следами взрыва
Позже специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что к крушению привели неверные данные о скорости полета, которые получал экипаж. Были и другие авиапроисшествия, чудом не закончившиеся гибелью людей. О них напомнил заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Этот год у нас неудачный. И катастрофа у нас есть, и очень серьезные инциденты в Сочи и Якутии. Это события, которые только случайно не закончились трагедией. Повезло нам и в Сочи, и в Якутии – самолеты разрушились, а все пассажиры оказались, к счастью, живы. Я надеюсь, что эти события заставят наши государственные органы внимательно отнестись к вопросам авиабезопасности».
Государственным органам есть, на что обратить самое пристальное внимание. Практически все лайнеры отечественных авиакомпаний зарегистрированы не в России, а на Бермудах. Более того, именно Бермуды утверждают на работу российских пилотов.
Об этом рассказал лётный директор авиакомпании Utair Андрей Ситнянский: «Если летите на самолете, обратите внимание на бортовой номер. На нём обычно написано VP-B, VQ-B – это значит, Бермудская регистрация. За подготовку пилотов отвечает Россия, но после того, как мы проверили пилота и приняли его на работу, мы должны запросить обязательно бермудскую валидацию, и Бермуды одобряют приём на работу в российскую компанию российского пилота».
Фото: aapsky/shutterstock.com
Главная причина, по которой авиакомпании регистрируют лайнеры на Бермудах, - экономия на налогах, причём существенная. Но завязана она на безопасности пассажиров, напоминают эксперты отрасли. Первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что ответственность за лётную годность лайнеров несёт не правительство России, а правительство Бермуд.
Но перевозчиков, как и отечественный кабмин, это беспокоит едва ли. Налоги никто снижать не собирается. По крайней мере, родные производители на это могут не рассчитывать. «Когда мы говорим, вот наш авиапром, мы его поддерживаем, так давайте хотя бы сделаем равные условия, - возмущается господин Гутенёв. - Наш производитель, выпуская самолет в небо, платит НДС, а компания, которая регистрирует лайнер на Бермудах и берёт его в операционный или финансовый лизинг, НДС не платит».
И это не все реверансы в адрес зарубежных авиапроизводителей. Правительство России из года в год обнуляет ввозные пошлины для иностранных самолётов. Оттого отечественные перевозчики старательно укомплектовываются американскими и французскими крылатыми машинами. Как издёвка на этом фоне выглядят бесконечные заявления о поддержке российского авиапрома.
Каким бы качественным не получился МС-21, если авиакомпании не станут его покупать, дело прогорит. А словесные интервенции чиновников, которые, к слову, сами предпочитают летать на сверхнадёжных ИЛах, останутся очередной фикцией, положенной на текст публичных заявлений. Трагедия, произошедшая вблизи острова Ява, которая унесла жизни почти 200 человек, - очередной повод задуматься о безопасности авиаперелётов, в первую очередь в России. Ведь по количеству авиакатастроф наша страна занимает тревожное второе место в мире.